Углубленное и постоянное сотрудничество школ, университетов и колледжей в современных реалиях становится не банальной формальностью или доброй традицией, а первой необходимостью. Поддержка развития общего образования – одно из направлений деятельности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Этот вуз играет ведущую роль в разработке и апробации новейших педагогических программ, является площадкой для обмена опытом решения рабочих кейсов и установления партнерства с коллегами из российских и зарубежных школ. Результаты совместной работы с организациями общего образования ежегодно представляются на мероприятии «Стань выше с Вышкой!». В этом году форум прошел 21-22 октября под лозунгом «Новая реальность общего образования: сотрудничество школы и университета».
«У каждой школы свое лицо, своя уникальная методика», – дал старт дискуссии Дмитрий Фишбейн, член ученого совета НИУ «Высшая школа экономики» и академического совета программы «Учитель для России». Однако все школы должно объединять умение педагогов понятно и доступно излагать ученикам материал. Если этот навык недостаточно развит, учителю нужно кропотливо работать над собой.
«Учитель – папа Карло, который не позволяет ученику, Буратино, портить очаг, учебный процесс», – обратился к аудитории руководитель дирекции по стратегической работе с абитуриентами доцент Московского института электроники и математики имени А.Н.Тихонова Александр Чеповский. То, насколько школа открыта для сотрудничества с другими образовательными учреждениями, определяет дальнейшую ее судьбу, выразил уверенность эксперт и предложил эксперимент: посчитать в числовом эквиваленте, сколько раз в день, неделю, месяц педагог говорит ученикам слово «нельзя» или как-то иначе налагает запрет.
Опора на самостоятельность ученика и его личный выбор – основополагающий принцип работы Лицея НИУ ВШЭ. «Главное условие для развития личной инициативы – право ребенка прийти ко взрослому и сказать нет», – подчеркнул Дмитрий Фишбейн. По мнению эксперта, в школе должно быть минимизировано количество приказов директора и жалоб ему на остальных участников образовательного процесса. А вот жесткие дедлайны для учеников необходимо сохранить, они развивают в ребятах ответственность.
Важная проблема, с которой сталкиваются организаторы программ повышения квалификации для педагогов на платформе НИУ ВШЭ, – непопулярность проектов среди школьных управленцев. На это обратила внимание Татьяна Хавенсон, заведующая международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании, директор Института образования НИУ ВШЭ. Для решения этого вопроса, по мнению эксперта, важно собрать дополнительную информацию внутри самих школ. Татьяна Евгеньевна также добавила, что в учреждениях общего образования нет необходимости в создании исследовательского отдела, однако один человек, который занимался бы урегулированием взаимодействия школы с ссузами и вузами, лишним не станет.
Работу школы можно оценивать по-разному. Один из вариантов – исследовать результаты проверок академической успеваемости. Второй – вспомнить о позиции антрополога Маргарет Мид: цивилизация началась с проявления альтруизма. «Сейчас в почете не те педагоги, которые много знают и умеют, а те, с которыми хорошо жить», – заключил Дмитрий Фишбейн. Исследования психологического благополучия, по мнению ученого, порой гораздо важнее результатов ЕГЭ, и первые – непаханое поле для совместной деятельности школ, вузов и научно-исследовательских институтов.
В качестве одного из вопросов, которые нуждаются в обсуждении, эксперты выделили мифологизацию высшего образования: большинство школьников и даже лицеистов НИУ ВШЭ имеют ошибочные представления об учебе в вузе. Также растет процент ребят, предпочитающих средние специальные учебные заведения. Если школьник все-таки выбирает «вышку», он должен понимать, почему предпочитает тот или иной конкретный вуз, знать, что вот эта определенная профессия – часть именно его личной истории.
С приходом пандемии коронавируса стало очевидным: процесс цифровизации охватил все ступени образования. Возвращение в офлайн вернуло радость достижения целей, причем не только чисто учебных. «Если сосредотачиваться исключительно на академических результатах, можно вообще не посещать школу, – иронично отметила Татьяна Хавенсон. – Для достижения всех целей образования, включая воспитательные, онлайна не хватит. Мы перешли в новый мир, где дистант и «очку» надо совмещать. Для экономии трудозатрат онлайн полезен: то же ведение электронных дневников или статистики, записи лекций и семинаров для многократного прослушивания. «Цифра» – это инструмент, который помогает в исследованиях. Однако необходимо соизмерять ее ограничения с целями школы, дабы не навредить ребенку». Эксперт также призвала обратить внимание на технологическую готовность: многие педагоги в период пандемии не всегда быстро осваивали новые цифровые инструменты в связи с психологическими барьерами.
Несмотря на наличие в Лицее НИУ ВШЭ онлайн-курсов по всем основным школьным предметам, по мнению Дмитрия Фишбейна, молодому поколению нужен офлайн, хотя бы «из необходимости выйти из дома». «Образование в школе должно быть в контексте кооперации, а не конкуренции. Сотрудничество предполагает очное взаимодействие. Поэтому изначально мы сделали смешанные курсы», – резюмировал эксперт. Все материалы НИУ ВШЭ передаются не ребенку, а школе, и учитель-предметник встраивает наработки преподавателей вуза в очный образовательный процесс. Однако заготовки позволяют реализовать модель «перевернутого класса», выстроить разные форматы взаимодействия с учениками.
Цифровые инструменты облегчают приемную кампанию в вуз: можно подавать документы онлайн во все четыре кампуса НИУ ВШЭ. Развивается всероссийская платформа «Поступай в вуз онлайн», в нее включается все больше университетов. При всех очевидных плюсах, конечно же, у цифровизации есть и обратная сторона – множество минусов и недочетов. Каких, как полагаете вы, уважаемые читатели?
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии