Первое место в рейтинге победителей Премии Президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» заняла учитель музыки и мировой художественной культуры гимназии №1518 Северо-Восточного округа столицы Татьяна Кичак. В канун нового учебного года Татьяна Николаевна отвечает на вопросы «Учительской газеты»-Москва».
– Татьяна Николаевна, что чувствует человек в тот момент, когда ему сообщают о победе в таком престижном конкурсе?
– Мне позвонила директор гимназии Марина Михайловна Фирсова и сообщила о победе. В этот момент, пожалуй, не было какого-то особенного чувства, кроме радости и какого-то удовлетворения: работа была сделана хорошо, и это оценили. Не могу сказать, что была уверена в победе, но знала, что я не на самом низком уровне, поскольку столько уже сделано в этой жизни, я много сравнивала свою работу с работой других учителей и видела, в чем я сильнее. И еще одно: победа не только моя, это итог общей деятельности коллектива, не случайно наша гимназия вошла в пятерку московских инновационных школ – победителей конкурса в рамках нацпроекта «Образование», а в списке победителей-учителей вместе со мной еще двое коллег по гимназии: учитель английского языка Наталья Владимировна Куликова и учитель истории и обществознания Анна Михайловна Митина.
– Конечно, гимназия №1518 – замечательное московское образовательное учреждение. Но с экономическим профилем и ориентацией на Финансовую академию при Правительстве РФ. Как же вы, учитель музыки, чувствуете себя в этой довольно прагматической обстановке?
– Замечательно. Наши дети – будущие экономисты, конечно, они прагматичны, но при этом они еще и очень одаренные, творческие люди. Работать с ними любому специалисту очень удобно, комфортно, интересно. Конечно, они сильно загружены какими-то своими профильными предметами. Но уж если они выделяют время эстетике, музыке, мировой художественной культуре, то делают это очень успешно.
– А в каких классах вы преподаете?
– С 5-го по 11-й. До этого я брала ребята в первом классе, когда прогимназия входила в состав гимназии. Но с годами нагрузки становилось все больше, появилось много внеклассной работы, и пришлось отказаться от занятий с младшими школьниками. Могу сказать, что очень скучаю по малышам, мне было с ними интересно, я их очень люблю. Малыши очень благодарные, искренние, непосредственные. Хотя у старшеклассников мне очень нравится их ум.
– Но наши умные дети весьма специфически воспринимают музыку. Вы должны их приобщить к классической музыке, научить разбираться в оперном искусстве и так далее. Однако, наверное, ваши ученики имеют свои интересы и пристрастия вне школьного класса. Как вы с ними общаетесь на музыкальной территории, понимаете ли друг друга?
– Думаю, мы понимаем друг друга, и наше общение – шаги навстречу. Они воспитывают меня, я – их. Мои ученики приносят аудиозаписи, я обязательно их прослушиваю, это помогает мне понять их пристрастия, высказываю мнение, к которому они чаще всего прислушиваются. У меня такой предмет, что занятия могут успешно идти только при интересе ребят. Извечный вопрос учеников: «Какая музыка вам нравится?»
– И что вы им отвечаете?
– Мне нравится хорошая музыка независимо от того, классическая она или популярный шлягер. Больше всего мне нравится жизнестойкость тех артистов, которые в течение всего времени творчества утверждают себя и нравятся многим поколениям. Если это им удается, значит, в их творчестве есть что-то, задевающее души, вызывающее чувства, эмоции современного человека. Я стараюсь на уроках и на внеклассных занятиях найти те образцы, которые воспитывают какие-то этические, нравственные категории у моих учащихся. И… учусь у моих учеников. Процесс обучения у нас взаимный.
– Предположим, к вам приходит ученик и говорит: «Мне нравится Земфира!», какой разговор у вас состоится с ним после этого?
– Мы будем с ним говорить о том, что нравится, почему, что его привлекает в творчестве этой талантливой певицы и автора песен, которые она исполняет. Мы будем с ним выяснять, действительно все это хорошо или нет. Вы знаете, музыка ведь разная: для отдыха, для сердца, для души, для ума и так далее, классическая, популярная, рок, попса, поэтому я никогда не выношу приговора и не пытаюсь бороться с пристрастиями ребят. Моя задача иная – воспитать вкус, чтобы они сами понимали, что хорошо, что плохо. Не все исполнители талантливы, не все мыслят философски, во все времена было огромное количество самой разной музыки, самых разных песен, в том числе и однодневных, не очень высокого качества. Но время оставляет в памяти лучшие образцы, и я стараюсь увидеть в сегодняшних исполнителях что-то хорошее. Это ведь интересует ребят, сегодня очень много популярной, массовой, коммерческой музыки. Из всего этого тоже можно выбрать лучшие образцы. Кстати, у моих ребят есть прививка хорошего вкуса. Все начинается с начальной школы и постепенно выращивается. Я убеждаюсь в этом, когда вижу, как ребята отбирают репертуар на выпускные вечера.
– Недавно на одном из весьма престижных экономических форумов за рубежом выступал питерский певец Сергей Шнуров по прозвищу Шнур, в песнях которого больше матерных слов, чем приличных. Так вот вполне приличные люди – бизнесмены подпевали ему (оказалось, что знают слова всех песен Сергея). Почему интеллигентных людей, в ряды которых скоро вольются ваши ученики, интересует творчество такого человека?
– Думаю, что эти бизнесмены не учились в нашей гимназии, иначе им бы нравилось другое. Но одновременно я понимаю, что отгородиться от жизни невозможно, в ней есть все – и плохое, и хорошее. Почему их интересует творчество Шнура, сказать трудно, но нужно вспомнить, что и в творчестве классиков было не только классическое, эталонное. Они писали и классическую музыку, и обычную, а порой и музыкальные произведения для ресторанов. Бизнесменов, вполне вероятно, привлекает экзотика.
– Хороший вкус ваших ребят во многом обусловлен тем, как вы выстраиваете свои уроки. А уроки музыки, можно сказать, должны быть очень практическими. Ваши ученики поют?
– Конечно, как же без этого?!
– А что они поют?
– Сначала детские песни, осваивают различный хоровой репертуар, я стараюсь, чтобы они овладевали какими-то элементами двуголосья, ведь это уже проявление творческих, певческих достижений, результат вокальной работы. А поскольку наши дети амбициозные, целеустремленные, им нравится преодолевать трудности, поэтому мы поем. В 10-11-х классах мои ученики поют в хоровой студии классику, например Гайдна.
– Вы ходите с ребятами на какие-то концерты?
– Да, есть очень хороший абонемент в Гнесинском институте, но в силу большой занятости не всегда удается вырваться. Мы ходили на все концерты победителей конкурса хоровой музыки, и мои ребята с удовольствием воспринимали исполнение народной музыки, они любят Баха, Бетховена, сегодня очень популярна музыка Мендельсона.
– Вы – автор учебников, вернее, учебно-методического комплекса «Музыка», в прошлом году он стал победителем на конкурсе, вошел в Федеральный перечень учебников. Что заставило вас писать их при очень большой школьной нагрузке? Вас не устраивали существующие учебники?
– Ну, во-первых, я писала учебники в соавторстве с Алеевым, он работал в НИИ школ и занимался программой Дмитрия Кабалевского. Во-вторых, таких учебников вообще не было – они строятся на междисциплинарном взаимодействии различных областей искусства, которые можно использовать для понимания музыки, в самих учебниках очень интересный видеоряд, сейчас мы готовим диски, видеокассеты и многое другое. В-третьих, за годы работы накопился огромный опыт, и мне было жаль, что о нем никто не узнает, поэтому и решила заняться написанием учебников.
– По мировой художественной культуре у вас разработан собственный курс?
– Сначала это действительно был только мой собственный курс по русской культуре с 5-го класса, затем я стала вести занятия по программе Даниловой, тем более что по этому курсу есть учебники. Но, конечно, не могу сказать, что учебники по МХК в полной мере удовлетворяют потребности педагогов, к тому же время быстро идет, интересы также быстро меняются, и, как обычно, учебники очень быстро устаревают.
– Татьяна Николаевна, у вас довольно высокий уровень преподавания. Какое образование нужно для этого иметь?
– Мои родители хотели, чтобы я занималась музыкой, мой дедушка был самоучкой и очень хорошо играл на гармошке. Я училась в школе в Украине, закончила сначала музыкальную школу, а потом музыкальный факультет Одесского педагогического института. Мне очень повезло с преподавателями, потому что тогда в СССР только организовывались музыкально-педагогические факультеты и преподавали на нашем факультете педагоги из Одесской консерватории, которые пришли на время, чтобы создать факультет, а потом вернуться в консерваторию. У нас был очень хороший хоровой коллектив, с ним я побывала на лучших концертных площадках Одессы, Киева, Минска, и это была тоже очень хорошая школа.
– Закончили учебу в институте и вышли замуж…
– Вы угадали. Мое замужество многое определило в моей судьбе: муж военный, поэтому приходилось часто переезжать из города в город и даже из страны в страну. Я работала и в Туркестане, и в Украине, и в Чехословакии. Но не жалуюсь, такие перемены были огромным стимулом для самоутверждения, потому что всякий раз работа на новом месте требовала чего-то нового, это всегда была работа с нового листа, и нужно было придумывать, предлагать, выкладываться. Но знаете, мне всегда и везде везло на интересных, творческих людей, которых я учила и у которых училась сама. Например, я считаю себе ученицей Георгия Александровича Струве и его единомышленников.
– Вы чувствовали, что на фоне этих переездов, перемен накапливался важный опыт, выстраивалась система работы?
– Может быть, не всегда это чувствовалось. Но понимание, что это происходит, было. Выстраивалась методика, возникала система работы, я приходила к выводу, что должны быть не просто уроки, но и творческая работа учащихся, их поисковая деятельность, основанная на интересе.
– Стоп-стоп, поисковая работа в процессе изучения музыки? Это возможно в школе с экономическим уклоном?
– Что тут удивительного? Музыка для меня и моих учеников – важная составная часть мировой художественной культуры, поэтому, конечно, тут возможны исследовательская деятельность, поиск. Наши дети, в принципе владеющие навыками исследовательской, проектной деятельности, находят новый, незнакомый материал, расширяют рамки привычного. К примеру, в этом году проект «Наше немеркнущее наследие» был не просто исследовательским, это был еще и просветительский проект, потому что эти материалы использовались на уроках, во внеклассной работе, на элективных курсах, в экскурсионной деятельности, так как были связаны с историей гимназических музеев: музея живописи – картинной галерее и музея МОШ ВМФ – школы, которая изначально базировалась во время войны в здании гимназии, краеведческой коллекции, коллекции «Уголок русского быта» и так далее. Дети работали над проектом, используя экспонаты, представленные в этих музеях, беседовали с людьми, которые причастны к их созданию и работе, ветеранами и другими. Эти работы учащихся стали победителями городских и окружных конкурсов. Что касается творческих работ по музыке, то я не увидела в перечне предложенных конкурсов тех, что дали бы детям возможность проявить себя на более высоком уровне. В гимназии мы такие конкурсы проводим постоянно. Например, в седьмом классе была очень интересная работа, связанная с музыкой и танцем, наша ученица, которая серьезно занимается казахским танцем, проявила себя исследователем и исполнителем, она исследовала практически все восточные танцы и выучила многие из них.
– Как я понимаю, после переездов по стране вы в конце концов осели в Москве. А как вы себя чувствовали в столице, не было комплекса: я из провинции, а потому мне до столичных учителей далеко? И еще: вы приехали в Москву уже со своей позицией в педагогике, своей системой, которая складывалась. Не было со стороны коллег отторжения того, что вы предлагаете?
– Не было ни того ни другого. Я сначала работала в школе №514 в Коломенском, потом в 120-й. Мне сразу повезло: я встретила тех людей, с которыми потом стала работать в гимназии №1518. Я признательна сестрам Карякиным, которые долго работали с Георгием Александровичем Струве, я у них очень многому научилась. Противостояния своей методике я не ощущала, тогда в Советском Союзе была программа Дмитрия Кабалевского, она подразумевала творчество учителя и не ограничивала его, постепенно при этом своего появлялось больше, поэтому я не чувствовала того, что кто-то со мной борется или кто-то меня с моей системой преподавания не принимает. Вообще в Москве всегда было принято поддерживать творчески работающих учителей, все мы постоянно знакомились, встречались, обменивались опытом, читали новые книги, в столице приходится постоянно учиться каким-то новшествам, и это получается, потому что в педагогической среде постоянно есть настроенность на это. Когда я работала в 120-й школе, я познакомилась с Мариной Михайловной Фирсовой. И когда искала работу в Северо-Восточном округе (поближе к дому), то получила от нее приглашение и, естественно, пришла в гимназию №1518, где работаю уже больше десяти лет. Она тогда еще только-только стала гимназией, шел процесс становления, и это было интересно. Я стала работать с ребятами, которые были набраны еще в обычную школу, потом постепенно контингент менялся, появились ребята с более высоким уровнем знаний, мотивацией к обучению.
– А как менялся учительский коллектив?
– Менялась атмосфера взаимоотношений, и теперь тут такой хороший творческий коллектив, ему присуще стремление к самосовершенству. Все это заставляет творить, искать новое. Я постоянно учусь у своих коллег, я им безмерно благодарна за то, что они так искренне, открыто и охотно делятся своими успехами, достижениями. Я бываю на их занятиях, мероприятиях. Мне кажется, что не было бы такого лучшего, просто блестящего учебного заведения, как наше, если бы в нем не было таких учителей. Только в такой обстановке может состояться учитель. Меня привлекает творчество моих коллег, их поиски, их удачные находки.
– Значит ли это, что вы, учитель музыки и МКХ, можете пойти на урок математики или химии и что-то там почерпнуть важное для себя?
– Я хожу на любые уроки, независимо от предмета, потому что там могу увидеть общие для всех педагогов приемы, формы работы, меня интересует педагогическая сторона, я использую опыт коллег в своей повседневной методической работе, например, урок-путешествие или урок-открытие можно провести на уроке по любому предмету. Я не ограничиваюсь, как было раньше, только пением как таковым, на своих уроках применяю весь набор форм и методов обучения, разработанных педагогикой. А новые технологии, технический прогресс?! Это ведь тоже очень важно. Я, например, не представляю свой урок без компьютера. В нашей гимназии такой обмен опытом вошел в практику, у нас часто проходят недели кафедр, когда каждый преподаватель кафедры показывает свое мастерство во внеклассной работе, на уроке, конечно, это уроки не ординарные, не обычные, а новаторские работы. Без этого, думаю, я не состоялась бы как учитель, ведь тут нужна особая атмосфера вокруг. То, что наша гимназия стала лучшей школой России, то, что мы втроем вошли в число учителей, победивших на конкурсе в рамках нацпроекта, а гимназия – в число инновационных школ, получивших грант – миллион рублей, говорит, на мой взгляд, что у нас есть система работы, предполагающая успешность не только учеников, но и учителей. А ведь это так важно, ведь без успешного учителя не будет успешного ученика. Я преклоняюсь перед Мариной Михайловной Фирсовой, очень творческим человеком, очень умным и волевым руководителем, двигателем всего того творческого, что развивается в гимназии.
– Скажите, все то новое, что появляется в гимназии, – результат сотрудничества педагогов? Бывают ли у вас «мозговые штурмы», когда возникают какие-то идеи и направления, или директор волевым образом диктует вам все, что вы должны делать?
– В любом случае все это результат содружества учителей, когда каждый вносит свое, предлагает и обсуждает с коллегами то, что ему хочется внедрить. Конечно, Марина Михайловна – генератор новых идей, но при этом, во-первых, она для нас не только директор, но еще и незаурядный, творческий учитель, а во-вторых, ее поиск не ущемляет творчество каждого учителя. Сначала все может быть просто на уровне идеи, а потом каждый может развивать ее сам так, как ему это видится. К какой-то новой идее каждый может прийти и сам. Главное, что у нас есть общая гимназия и общая заинтересованность в общей работе. А педагогический коллектив – созвездие, и каждый проявляет себя там, где он может сделать это наилучшим образом. Марина Михайловна замечает лучшие качества каждого и дает возможность развить себя в любом направлении. Развитие и творчество поощряются, у всех нас есть стимул стать лучшим. Сегодня ты успешен – молодец, завтра что-то не получилось – тебе помогут, подскажут, поддержат.
– Если помните, именно Марина Михайловна и познакомила нас. На меня тогда очень большое впечатление произвел ваш кабинет, в котором был синтезатор, компьютер, множество инструментов, а в целом в нем какое-то очень грамотно, умно, рационально организованное пространство. Вы сами создавали такой кабинет?
– Конечно. Все организовано так, чтобы было удобно и как можно меньше времени на уроке тратилось на переключение с одного вида деятельности на другой.
– Как вы решились на участие в конкурсе в рамках нацпроекта?
– Знаете, для этого мне не нужно было много делать, у меня было накоплено много материала, практически все готово. Поэтому, когда Марина Михайловна на педсовете объявила, что можно поучаствовать в конкурсе, я решила попробовать. Тем более что у меня за плечами были участие в конкурсе «Учитель года» и победа на окружном конкурсе СВАО. Правда, я не смогла участвовать в городском туре, поскольку он совпал с защитой кандидатской диссертации. Можно было отказаться от защиты и пойти на конкурс, но я посчитала, что нельзя отказываться от такой серьезной работы «Использование новых технологий на уроках музыки». Тем более что я уже один раз отказалась от поступления в аспирантуру после окончания вуза – мне это предлагали, поскольку дипломная работа была посвящена развитию творческих способностей учащихся. С чем я вышла на конкурс? Обобщила опыт своей работы, опираясь на достижения своих учащихся (в учебе, в творчестве, в исследованиях), рассказала о междисциплинарном взаимодействии на уроке, представила методические разработки. В этом году у меня 60 человек сдавали по выбору экзамен по мировой художественной культуре, я считаю, что очень хороший показатель моей работы.
– В этом году Любовь Петровна Кезина предложила, чтобы во Всероссийском конкурсе «Учитель года» участвовали те, кто в региональном рейтинге лучших занял первое место. Но идут споры: дескать, обычно лучшие учителя в таких конкурсах не участвуют, поскольку это лишняя нервотрепка и даже шоу. Скажите, вы могли бы участвовать в конкурсе на российском уровне, ведь в рейтинге по нацпроекту обошли и прошлогоднего победителя городского конкурса учителя словесности Юлию Марчук, и нынешнего – тоже учителя словесности Марата Алимова?
– Может быть, это прозвучит немного смело, но я хотела бы участвовать в таком конкурсе. Все дело в моем отношении к такому профессиональному испытанию. Для меня участие в окружном конкурсе стало очень хорошей школой. Мне понравилась необычная атмосфера конкурса, его требования, которые не ставятся в каждодневной работе, задания, выполнение которых требовало серьезных размышлений и принятия решений. В целом конкурс позволил мне систематизировать свою работу, увидеть, как работают другие учителя, потому что на городском уровне можно было посещать уроки конкурсантов, и я этой возможностью, конечно, воспользовалась. Могу сегодня сказать, что участие в конкурсе «Учитель года» помогло мне и в конкурсе по нацпроекту, потому что я уже представляла себе, какие требования могут быть предъявлены и что сможет заинтересовать в моей работе. Это очень важно знать.
– Сегодня много разговоров о том, как распространить опыт лучших педагогов. Что предпринимаете лично вы, чтобы другие узнали о вашем опыте?
– Участвую в различных семинарах и конференциях, сотрудничаю с музыкальным факультетом Московского городского педагогического университета. Кстати, мне очень жаль, когда коллеги говорят, что опыта накоплено много, но они не пишут книги, брошюры, статьи, ссылаясь на нехватку времени. Я стараюсь писать и выступать даже тогда, когда нет времени и очень устала. Очень хочу, чтобы моим опытом могла, например, воспользоваться и моя дочь (старшая дочь закончила музыкальное училище, пединститут, сейчас работает учителем музыки в нашей же гимназии, младшая, кстати, – будущий экономист).
– Если не секрет, на что потратите сто тысяч?
– Пока об этом даже не думала.
Из досье Татьяны КИЧАК
Татьяна Николаевна КИЧАК – учитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации. Кичак принадлежит к тем учителям, у которых выработались свой стиль, своя система преподавания, обеспечивающая высокий уровень обученности и развития ребенка.
За последние три года уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету «Музыка» остается постоянно высоким – 85-92%. В модулях 8-9 классы, 10-11 классы наблюдается рост уровня обученности и качества знаний учащихся по предмету «Мировая художественная культура» с 86% до 93%.
В своей работе Т.Кичак опирается на междисциплинарные подходы. Наиболее полно и многоаспектно междисциплинарность представлена в учебно-методических комплексах по музыке авторов В.В.Алеева, Т.Н.Кичак, Т.И.Науменко. Главная цель авторских учебно-методических комплексов состоит в системном методическом обеспечении учебного процесса на уроке. Он стал комплексной информационной моделью системы музыкального образования, отражающей обязательный минимум содержания в рамках общеобразовательных учреждений различного типа с первого по восьмой класс, а также важнейшим средством обучения. Анкетирование, опрос учителей музыки Центрального, Северо-Восточного округов г. Москвы, родителей учащихся 1-8-х классов гимназии №1518, прогимназии №1758 показали, что использование междисциплинарных взаимодействий на уроке музыки посредством учебно-методических комплексов способствует активизации учебного процесса, повышает интерес учащихся к предмету «Музыка» (62% опрошенных учителей и родителей дали положительный ответ). Качество знаний, то есть количество учащихся, занимающихся на «4» и «5», выше на тех занятиях, где используются междисциплинарные взаимодействия с различными предметами, изучаемыми в общей системе гимназического образования. К таким предметам относятся русский язык, литература, иностранный язык, мировая художественная культура, этика, география, история, изобразительное искусство.
На базе элективных курсов в 2004 г. Татьяна Кичак организовала хоровую студию «Бригантина», в которой успешно работают различные вокальные коллективы гимназии: хор, театр народной песни, театр эстрадной песни, различные ансамбли – классической песни, вокально-инструментальный, гитаристов, кружок сольного пения. Ни одно мероприятие в гимназии не обходится без активного участия различных творческих объединений хоровой студии. Учащиеся студии – желанные участники всех школьных концертов, спектаклей, тематических вечеров, торжественных мероприятий, итоговых недель всех научных кафедр гимназии. Каждый год они участвуют в различных школьных мероприятиях: «Посвящение в гимназисты», «День знаний», «День учителя», «Новый год», «Карнавал», «Масленица», «Международный женский день», «День Валентина», «Встреча выпускников МОШ ВМФ», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускные вечера» и многие другие.
Под руководством Татьяны Николаевны коллективы и солисты неоднократно становились лауреатами городских, окружных и районных вокальных конкурсов. Команда младших классов стала победителем окружного конкурса «Музыкальная лестница». Солисты и ансамбли неоднократно побеждали в муниципальном конкурсе «Останкинская весна» в номинации «За чистое многоголосие в хоре и оригинальность репертуара», окружного конкурса «Огонь – друг, огонь – враг», «Юные таланты Московии», были участниками городского концерта-смотра вокальных учреждений Москвы, хорового фестиваля в Московской консерватории, посвященного памяти руководителя хоровой студии «Пионерия» Г.А.Струве (2005). Хор студии «Бригантина» – лауреат окружного и городского фестиваля «Поклонимся великим тем годам», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Учащиеся хоровой студии – постоянные участники социальных программ Останкинского и Алексеевского районов СВАО, Северо-Восточного округа г. Москвы, городских мероприятий. Так, в 2004-2006 гг. хор «Бригантина» и театры песен стали участниками праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Победы «Поклонимся великим тем годам», Масленице, Рождеству, Новому году и др.
Комментарии