search
main
0

Сталинградская битва Урок истории в 9-м классе

Цели урока: 1) формировать у школьников общие представления о мужестве, героизме советского солдата; 2) познакомить с основными документами и биографиями полководцев Великой Отечественной войны; 3) способствовать развитию у ребят навыков самостоятельной исследовательской работы, умения анализировать информацию.
Форма проведения занятия – лекция с элементами опережающего задания.
Оборудование: 1) карта Великой Отечественной войны; 2) стенд “Мамаев курган”; 3) схема разгрома немецких войск под Сталинградом; 4) стенд с дополнительной литературой по Великой Отечественной войне; 5) таблица “Соотношение сил в Сталинградской битве”; 6) портреты полководцев Великой Отечественной войны; 7) примерная схема анализа документа.
Основные вопросы:
1. Обстановка на советско-германском фронте летом – осенью 1942 года.
1.1. Историческая справка о Ф.Паулюсе.
1.2. Наступление немецких войск.
2. Оборона Сталинграда и разгром немецко-фашистских войск.
2.1. Штурм Сталинграда.
2.2. Историческая справка о Г.К. Жукове и А.М. Василевском.
3. Историческое значение Сталинградской битвы.
3.1. Роль приказа Сталина N 227 “Ни шагу назад!”.
Проблемный вопрос: Актуален ли в настоящее время вопрос о переломном значении Сталинградской битвы?
Основные понятия: окружение, котел, коренной перелом, стратегическое наступление.

Ход урока:
Обстановка на советско-германском фронте летом – осенью 1942 года.
К весне 1942 г. на всем протяжении советско-германского фронта наблюдалось затишье. Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу.
Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой и лишь затем активизировать военные действия на московском направлении. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. Но полностью реализовать свои планы немецкому командованию не удалось. Основные силы Красной армии избежали окружения и отошли на юго-восток. Наступление немецких войск сконцентрировалось на сталинградском направлении.
Вопрос: Какие события развивались на этом участке военных действий?
В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на легкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерала Ф. Паулюса.
1.1. Историческая справка о Ф.Паулюсе.
Фридрих Паулюс (1890-1957). В армии с 1910 г., участник первой мировой войны. В 1935-1939 гг. – начальник штаба танковых войск. С начала второй мировой войны (1939-1945 гг.), во время агрессии против Польши – начальник штаба 4-й армии, затем, во время захвата Франции, – 6-й армии. С сентября 1941-го по январь 1942 г. – первый оберквартирмейстер генштаба сухопутных войск, один из авторов плана “Барбаросса”.
С января 1942 г. – командующий 6-й армией на Восточном фронте, осуществлял общее руководство наступлением на Сталинград. После окружения его армии предложил план прорыва, который был отклонен Гитлером. 31 января сдался в плен с частью своей армии. Находясь в плену, в 1944 г. вступил в антифашистский Союз немецких офицеров, а затем – в Национальный комитет Свободной Германии. Выступил свидетелем обвинения на Нюрнбергском процессе. С 1953 г. жил в ГДР.
1.2. Наступление немецких войск.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточенных боев, 6-й армии удалось прорвать нашу оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.
2 сентября части Красной армии отошли непосредственно к городу и заняли оборону.
Вопрос: Каков вывод из сказанного?
Ошибки советского командования в определении направления главного удара привели к тому, что все основные силы были сосредоточены на московском направлении. Однако планы немецких генералов на легкий успех не оправдались. Взять Сталинград с ходу не удалось.
Вопрос: каковы дальнейшие планы немецкого командования?

2. Оборона Сталинграда и разгром немецко-фашистских войск.
2.1. 13 сентября немцы начали штурм Сталинграда. Завязались упорные бои. К исходу дня немцы овладели вокзалом и господствующей над городом высотой – Мамаевым курганом. Но подоспевшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.М. Родимцева выбила фашистов из центра города. Две недели шла яростная борьба за вокзал: 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, за каждый дом продолжались более двух месяцев.
К середине ноября наступательные возможности немецких войск иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тысяч убитыми и ранеными, более тысячи танков и свыше 1,4 тысячи самолетов, немецкие войска были вынуждены к середине ноября перейти к обороне. Весь мир следил за исходом битвы. Сталинград стал символом массового героизма советских солдат и полководцев.
2.2. Историческая справка о Г.К. Жукове и А.М. Василевском.
Жуков Георгий Константинович (1896-1974). Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Участник первой мировой войны. В Советской армии – с 1918 г. Окончил курсы высшего комсостава (1930). В гражданскую войну был командиром взвода, эскадрона. С 1923 г. – командир кавалерийского полка, бригады, дивизии. Командующий первой армейской группой, которая совместно с частями Монгольской народно-революционной армии разгромила японские войска на реке Халхин-Гол (1939). С 1940 г. – командующий Киевским военным округом. С января по июль 1941 г. – начальник Генштаба и заместитель наркома обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны – член ставки Верховного Главнокомандующего. Командующий Резервным, Ленинградским, Западным фронтами. С марта по май 1944 г. – командующий I Украинским, с ноября 1944-го по май 1945 г. – I Белорусским фронтом. Координировал действия фронтов под Сталинградом, в битвах под Курском, за Днепр, в Белорусской операции. Руководимые им войска остановили фашистов под Москвой и Ленинградом, провели Висло-Одерскую и Берлинскую операции. 8 марта Жуков принял капитуляцию фашистской Германии.
Василевский Александр Михайлович (1895-1961). Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Участник первой мировой войны, штабс-капитан. Во время гражданской войны командовал ротой, батальоном и полком. После войны окончил академию Генштаба (1937). С июня 1942 г. – начальник Генштаба и заместитель наркома обороны. Командовал фронтами в операции по окружению и разгрому немецких войск в Сталинградской и Курской битвах. Участвовал в операциях по освобождению Донбасса и Крыма (1944). В июне 1945 г. был назначен главнокомандующим войсками на Дальнем Востоке и руководил ими в советско-японской войне. С 1949 г. – министр ВС СССР, в 1953-1957 гг. – первый заместитель министра обороны.
Советские войска в тяжелейших оборонительных боях обескровили немецкую группировку, остановили ее и создали условия для перехода Красной армии в контрнаступление. Советскому командованию впервые с начала войны удалось добиться общего превосходства. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице “Соотношение сил в Сталинградской битве”.
Таблицу следует начертить на доске. Она состоит из двух граф. В правой графе: количество вооружений в Советской армии – 6,6 миллиона человек; 78 тысяч орудий; 7,3 тысячи танков; 4,5 тысячи самолетов.
В левой графе: количество вооружений в германской армии – 6,2 миллиона человек; 52 тысячи орудий; 5 тысяч танков; 3,5 тысячи самолетов.
Поскольку Гитлер по-прежнему пытался захватить Сталинград, невзирая на нехватку сил, у советского командования появилась благоприятная возможность для нанесения контрудара. Еще в ходе оборонительных боев оно приступило к разработке плана разгрома врага.
2.3. Контрнаступление Советской армии.
Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Ее разгром должен был привести к крушению всего южного фланга противника и перелому в ходе войны. К ноябрю 1942 г. все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября план утвердил Сталин. Ставка намечала нанести удар силами двух фронтов – Юго-Западного и Сталинградского, окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление. В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.
Днем 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боев дивизии Манштейна приблизились к окруженным войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р.Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.
Окруженная немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта в районе Донбасса и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум. Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окруженных немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть.
Вывод. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная армия захватила стратегическую инициативу.

3. Историческое значение Сталинградской битвы.
1) После Сталинградской битвы гитлеровцы не захватили на Восточном фронте ни одного нового участка территории нашей страны.
2) Под Сталинградом враг был не только остановлен, но и отброшен на запад на сотни километров. От стен Сталинграда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков. В результате победы под Сталинградом Красная армия овладела стратегической инициативой.
3) Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии, ее военному престижу, по моральному духу вермахта.
4) Победа советских войск под Сталинградом способствовала консолидации антигитлеровской коалиции, укреплению веры в победу у входивших в нее народов.
Все эти факты убедительно свидетельствуют о том, что со Сталинградом связан перелом не только в Великой Отечественной, но и во второй мировой войне.
3.1. Какую роль в ходе войны сыграл приказ наркома обороны N 227 от 28.07.1942 г. “Ни шагу назад!”?
Проблемный вопрос: Актуален ли в настоящее время вопрос о переломном значении Сталинградской битвы? (Рекомендуется организовать по этому вопросу дискуссию учащихся).
Сталинградская битва изменила весь ход войны, расстановку сил в мире, придала уверенность в неизбежном поражении фашизма во второй мировой войне. Прошло более 50 лет, но в памяти нашего народа сохраняются эти героические дни.
(Звучит фонограмма песни “Горячий снег”).
Задание на дом: продолжить заполнение таблицы “Основные военные операции Великой Отечественной войны”. Таблица состоит из трех граф: дата, сражение, его значение.

Рустам АЗИСОВ
Саранск,
Республика Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте