“Как скучна и пресна для меня эта жизнь – цыплята, спрятанная корова, грязь, тупость. Над землей невыразимая тоска, все мокро, черно, осень”, – писал Исаак Бабель в 1920 году. А у Игоря Северянина есть такие строки: “Стала жизнь совсем на смерть похожа”. Мне кажется, это характеристика нашей современной жизни. Развал в экономике, развал в душах. Как можно оставаться учителем в таких условиях? Но… “Надо молитвенно желать быть лучше!” – взывает к нам из далекого прошлого Ф.М.Достоевский.
Несколько лет назад Ленинградский институт рефлексивной психологии, педагогики и творчества организовал курсы для учителей литературы, руководил этими курсами Евгений Николаевич Ильин.
Мне посчастливилось побывать на этих курсах. Семь дней я слушала его захватывающие лекции и, что самое удивительное, играла роль ученицы 10-го класса.
Его урок – сказка, чарующая глубочайшим смыслом, высоким душевным напряжением. А каков учитель! Он мудро скажет, и мудро поправит, и вовремя похвалит, и вовремя подбодрит. Он делает все, чтобы его ученики ощущали на уроке психологический комфорт, ничем не сковывающую свободу творчества. Как счастливы дети – его настоящие ученики! Как он ласков, как он щедр на похвалы! Он терпелив ко всякому ответу ученика, даже к неправильному. Мудро скажет: “Да, интересно, я подумаю”. И душа ученика уже раскрыта навстречу учителю. Он не замкнется в себе.
Ильин может похвалить ученика и за то, что он весь урок промолчал. Скажет: “Как мудро ты сегодня молчал, какими глазами ты смотрел на происходящее сейчас, у тебя шла внутренняя работа, и я надеюсь, что завтра ты скажешь что-то необыкновенное”.
Для себя я создала банк методических идей Ильина, которые стараюсь применять в своей работе творчески. Один из его методов, который меня поражает кажущейся простотой, – умело поставленный вопрос на уроке.
Долго-долго я искала ответы на поставленные Евгением Николаевичем вопросы. Помню, на уроке по творчеству Чехова, когда мы “изучали” рассказ “Ионыч”, он спросил: “Почему Чехов позвал Ионыча на кладбище (не в парк, не в сад, а именно на кладбище)?”
Звучали разные ответы, я молчала. А уже когда прошло много времени, вдруг наткнулась на строки Сергея Есенина: “…ведь за кладбищенской оградой живое сердце не стучит”. И я подумала, этими строками можно ответить на поставленный вопрос Ильина. Он часто повторял нам, что главный инструмент на уроке литературы – это умело поставленный вопрос. Не надо своими вопросами “расстреливать” класс, не надо придумывать по 15 вопросов, нужен один, но такой, чтобы заставил работать всех.
Ильин умеет делать комплименты ученику. “Талантливая девочка!” – так отозвался Евгений Николаевич об одной “ученице” из нашего класса. И как это было приятно слышать! Он и мне сказал что-то похожее, когда я давала определение слову “пошлость” (по рассказу “Ионыч”). Когда я сказала, что пошлость – это жить как все, он обрадовался:
– Вот хорошо сказала, молодец, было бы у меня в кармане яблоко, я бы тебе его дал!
Еще меня поражает, как Евгений Николаевич работает над орфографической грамотностью ученика. Ненавязчиво, с юмором, обязательно рифмуя, он преподносит ученикам правило. И оно надолго запоминается.
Не чудесно, не прекрасно,
Как ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Или:
Я же запомню, запомнишь ли ты
Три бы частицы писать без черты.
Еще один метод Ильина: записывать интересные мысли, высказанные учеником на уроке. Когда шел урок по изучению творчества Чехова, моя подруга, отвечая, заметила: “Маленьких людей не бывает”. Евгений Николаевич сразу ухватился за эту мысль и, исходя из нее, предложил уже тему сочинения: “Маленьких людей не бывает” (по русской классике).
…Пишу эти строки, а за окном близится рассвет. Все тихо и мертво. Но вот тишину взрывают горластые крики петухов. Скоро нужно облачаться в такие не свойственные мне одежды и идти доить корову.
Кругом темно и молчаливо. Корова смотрит на меня и тянется к рукаву. Я сажусь под нее, а мысли мои далеко… И так каждый день. Но… Как трудно ни было бы нам сейчас, если мы хотим, чтобы наши ученики уважали и любили нас, мы не должны останавливаться. “Туманные берега Несбывшегося” постоянно должны звать нас к “звезде новой мечты”.
Татьяна СИВИРЧУКОВА,
учитель русского языка и литературы
х.Россошинский,
Волгоградская область
Комментарии