Сегодняшние дискуссии о том, до какой степени может быть свободна школа, по каким критериям в таком случае оценивать ее эффективность, весьма значимы на фоне проводимых реформ школьного образования.
Максимально расширились компетенции образовательных организаций, школьные педагоги действительно стали более свободными в отборе содержания образования, в формировании собственных методических подходов и даже педагогических систем. Тем нагляднее просматривается стремление детско-взрослых коллективов столичных школ сплотиться – нет, не перед внешним врагом на ниве конкурентной борьбы за место в рейтинге, а в направлении естественного создания необходимой образовательной среды, которая будет работать на будущее и сама собой (не сразу, а с течением времени!) обеспечит стабильные результаты образования, проявляемые в первую очередь не в количественных показателях собственно обучающего процесса, а в подлинном качестве оказываемых образовательных услуг на всех уровнях развития личности школьников.Мы хотим рассказать об опыте особой организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся школы №1251 имени генерала Шарля де Голля в декабре 2015 года. Решением педагогического и управляющего советов школы было принято решение в указанное время провести во всех структурных подразделениях образовательного комплекса месячник науки. Администрация рассматривала это как своеобразную организационную форму, позволяющую в максимально сжатые сроки создать в школе условия для реализации творческих способностей школьников, представления успешных педагогических практик и в целом развития инновационной образовательной среды.Инициативная группа разработала комплексный план проведения месячника науки, включающий несколько ключевых мероприятий: семинар для учителей иностранных языков «Современные технологии в обучении иностранным языкам», «Университетская суббота» в Московском институте психоанализа, II Междисциплинарный научный форум «Неделя науки в Москве», лекция «Изменение климата и погодные катастрофы», V Международные де Голлевские чтения «Культурная карта Европы», защита индивидуальных учебных проектов, VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество», серия тематических уроков информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода», тематический педагогический совет «Качество образования как результат личностного развития учителя школы».Для обеспечения ресурсообеспечения школа установила взаимодействие с организациями, готовыми оказать ту или иную поддержку при проведении месячника науки. Такими организациями-партнерами стали Московский институт открытого образования (кафедра филологического образования, кафедра международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе), Городской методический центр, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Московский институт психоанализа, Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича Российской академии наук, Федеральное агентство научных организаций, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.Какие же итоги проведения месячника науки уже можно подвести? Увлекательное путешествие в мир психологии совершили 150 старшеклассников, педагоги, родители школьников, посетив день открытых дверей в Московском институте психоанализа в рамках уникального проекта Департамента образования «Университетская суббота», который провел Психологический центр по работе с московскими школами, успешно осуществляющий свою деятельность при Московском институте психоанализа. Центр осуществляет предметно ориентированную и личностно ориентированную психологическую работу с учащимися 8-10-х классов, а также проводит курсы повышения квалификации и тренинги для педагогов. В задачи Психологического центра в том числе входит создание психологического профиля в старших классах столичных школ.Ребятам предложили современные формы общения. Они смогли стать участниками командной игры «Профориентационная диагностика старшеклассников», проявить находчивость и эрудицию в тренингах «Как готовить себя к будущей профессии?», «Как быть успешным и уверенным в себе?», «Работа над страхом». Педагоги и родители посетили мастер-класс «Как проследить взаимосвязь между эмоциональными перегрузками и психосоматикой».Александр Чернокульский, лауреат Премии Правительства Москвы молодым ученым в номинации «Науки о Земле» (2013 г.), прочитал для школьников комплекса увлекательную лекцию «Изменение климата и погодные катастрофы». Как известно, в последние годы в России отмечены экстремальные погодно-климатические явления, многие из которых стали беспрецедентными в истории гидрометеорологических наблюдений: аномальная жара на европейской территории страны в 2010 году, сильные дожди на Черноморском побережье в 2012 году и в 2015 году, наводнение на Амуре в 2013 году, сильный смерч (торнадо) в Башкирии в 2014 году. Что это: проявление естественной изменчивости климата или прямое следствие глобального потепления, связанного с антропогенным влиянием? Изменится ли риск возникновения подобных опасных гидрометеорологических явлений в ХХI веке? В прочитанной лекции на все эти вопросы были даны профессиональные ответы. Необходимо отметить, что подготовка и проведение лекции состоялись благодаря участию школы в образовательной программе II Междисциплинарного научного форума «Неделя науки в Москве» (MSW 2015), в частности, предполагалось, что молодые ученые России выступят с лекциями перед московскими школьниками. Специалисты инновационного центра «Сколково» и Российской академии наук раскрыли тему науки и технологий, основанных на ее достижениях, в жизни современного человека.Без сомнения, ребята надолго запомнят прочитанную лекцию, которая позволила им соприкоснуться с большой наукой, такой сложной, но удивительно интересной. Есть вероятность того, что определенную научную информацию, полученную на лекции, они отразят в будущих своих исследовательских работах.470 школьников из 10 московских округов приехали в школу №1251, чтобы высказать свое мнение по актуальнейшей теме «Культурная карта Европы» на V юбилейных Международных де Голлевских чтениях. При этом ранее состоялось еще одно знаменательное событие: 252 первоклассника школы №1251 были торжественно приняты в юные деголлята. Значок и памятные подарки малышам вручили старшеклассники. В год 70-летия Победы и в день125-летнего юбилея Шарля де Голля, великого антифашиста XX века, продолжилось гражданское взросление наших детей – юных граждан России!В работе Международных де Голлевских чтений в качестве экспертов ученических проектов приняли участие коллеги из Московского института открытого образования, Общественной палаты РФ. Активный участник – атташе по культуре и сотрудничеству посольства Франции Мари Дублие – отметила потрясающую глубину исследовательских работ школьников. Модераторы секций также обратили внимание на искреннюю заинтересованность ребят в выбранных актуальных общественно-политических и социокультурных темах, их уверенное владение передовыми информационно-коммуникативными технологиями. В результате Чтений 2015 года была предложена тема 2016 года: «Университеты и музеи мира».В образовательном комплексе состоялось публичное общешкольное мероприятие «Защита индивидуальных учебных проектов». Напомним, что школа стала одной из первых экспериментальным площадок, на которой проходит апробация центрального нововведения Федерального государственного образовательного стандарта и ключевого компонента столичного эффективного учебного плана – индивидуального учебного проекта (как учебной дисциплины, как образовательного результата-продукта, как ведущей организационно-методической формы). В школе разработано специальное положение о проектной деятельности, на сайте учреждения в открытом доступе даны рекомендуемые темы индивидуальных проектов, представлена информация о распределении тем, научных руководителях и консультантах, сроках реализации и защиты проектов.В рамках межпредметных конференций месячника науки провели работу школьные комиссии по естествознанию, иностранным языкам, истории, краеведению, обществознанию, физике, филологии. Формы представления проектов, как и проектные темы, были самыми разнообразными: интерактивная карта, путеводитель, карта маршрута, виртуальная экскурсия, буклет, словарь афоризмов, аннотированный каталог, книга рецептов, руководство по 3D-моделированию, рекомендации для потребителей, сборник наглядных пособий, дидактические материалы, методическая разработка к урокам, справочное пособие, сборник кроссвордов, журнал, информационный стенд, музыкальный альбом, видеопособие, видеофильм, электронная таблица, сайт, бизнес-план, учебная модель, план-чертеж квартиры, макет пирамиды, макет здания, макет сражения, моноспектакль, фотовыставка, демонстрационные опыты.Завершающим аккордом месячника науки стала VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество».Важным итоговым решением месячника науки в школе №1251 был старт школьного фестиваля проектно-исследовательских и творческих работ «Регионы России». Его цель – совершенствование работы по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Предполагается, что в следующем полугодии в школе будут созданы условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с историей, культурой, традициями различных регионов России. Это, безусловно, будет способствовать воспитанию уважения и толерантности к людям разных национальностей, вероисповеданий. Уже сформирован перечень регионов России, которые с помощью жеребьевки будут распределены между участниками фестиваля. До марта 2016 года ребятам дано время поработать над выбранными проектами. Затем состоятся смотр по учебным корпусам и, наконец, в апреле 2016 года финальный фестиваль в рамках образовательного комплекса.В перспективе образовательному комплексу предстоит осмыслить следующие категории: сочинение как постоянное метапредметное событие школьной и внешкольной жизни обучающихся (организация рефлексии школьников по итогам проведения общешкольного сочинения, получение обратной связи с педагогами для определения профессиональных точек роста, диалог с родительской общественностью для пропаганды сочинения как основы формирования универсальных учебных действий школьников); создание образовательных условий для комфортной работы обучающихся над индивидуальными проектами (проведение ежегодных де Голлевских чтений как фактор развития навыков индивидуального проектирования, актуализация международной проблематики в сознании современного школьника и учителя, многоаспектное осмысление общеевропейских социокультурных феноменов средствами ученических проектов); способы формирования открытого филологического пространства в образовательном комплексе столицы (проведение международной конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» как опыт привлечения к совместной работе кооперантов-вузовских специалистов, музейных работников, сотрудников библиотек, писателей, ученых, деятелей культуры и искусства, иных заинтересованных в сотрудничестве со школой лиц; установление профессиональных контактов с потенциальными партнерами, запуск долгосрочных проектов, создание дополнительных инновационных площадок для обмена опытом, оттачивания мастерства педагогов).Татьяна КРАВЕЦ,директор школы №1251; Роман ДОЩИНСКИЙ, член Общественной палаты РФ
Комментарии