Сшей ты мне, матушка, красный сарафан…
Наталью Владимировну Бородину можно найти в Центре внешкольной работы Железнодорожного района (со старой вывеской “Дворец пионеров и школьников”). В ее рабочей комнате – целый музей, исторический музей, где экспонаты висят на вполне современных вешалках. Это по всей науке сшитые наряды, которые носили наши предки. Наряды всех российских губерний и эпох…
Можно сказать, что здесь находится почти в прямом смысле слова центр по изучению этнографии народов Поволжья, хотя хозяйка наверняка стала бы протестовать против такого слишком громкого обозначения. Как правило, углубленные в свое дело знатоки отличаются повышенной скромностью.
Наталья Владимировна готова рассказывать о русском костюме часами. И это будет не скучной лекцией, а увлекательнейшим экскурсом в быт обитателей нашей земли. Но если вы подумаете, что она – историк по образованию, или, может быть, этнограф, или модельер-конструктор, то ошибетесь. Представьте себе – программист. С дипломом Самарского авиационного института. В ЦВР она еще и компьютерный класс ведет.
Вероятно, лучшая работа – та, что происходит из хобби. С детства – балетный кружок, агитбригады, рукоделие, самодеятельная сцена… “Восприятие костюма – оно изнутри идет, – говорит Наталья Владимировна. – Хороший костюм – такой, в котором выходишь на сцену, как в чем-то своем…”
Все началось с детей. (Их у нее, между прочим, трое). Младший стал заниматься в хореографической секции этого самого Дворца пионеров Железнодорожного района. Выяснилось: с костюмами – проблема. Конечно, заботливая мама помогла. Теперь, кажется, все творческие коллективы районного центра внешкольной работы одеты руками ее и помощниц. И сам детский дворец – тоже: задники сцены, занавес, декорации к спектаклям.
Ну а интерес к фольклору, к именно народному костюму? Да стоит этим только заняться – не оторвешься. Вначале, конечно, это были костюмы для сцены, для фольклорных коллективов. Вслед за самодеятельными стали обращаться и профессиональные: Волжский народный хор, “Самарские узоры”, Ансамбль песни и пляски Приволжского военного округа, а уж как слава пошла, лучшая реклама, – и с далеких городов и весей.
Но та коллекция, что показывает Наталья Владимировна, – скорее не для сцены. Хоть и отлично на ней смотрится. В ней собраны по всем правилам восстановленные – по эскизам, фотографиям, чудом сохранившимся образцам, – сшитые умелыми руками национальные наряды и головные уборы народов, населяющих Самарскую губернию. Известно, что основали Самару выходцы из губернии Новгородской, селились здесь и тверчане, и из Подмосковья народ. Попозже потянулись переселенцы с юга, казаки. Область наша – перепутье всех дорог. Татары, чуваши, мордва – тоже наши. Есть украинские села, эстонские. До последних еще не успела добраться Н.Бородина в своих работах-исследованиях, а остальные, пожалуй, все уже представлены. Роскошное новгородское платье с вышивкой по бархату, северный сарафан, богато украшенный жемчугом, украинские и южнорусские одежды рядом с искусно пошитыми и очень сложными парадными туалетами татарских, мордовских, чувашских крестьянок. Специалисты-историки, очень на этот счет придирчивые, не обнаруживают в них ни одной погрешности. Даже ткани используются те же, что у предков, – шелк, шерсть, сукно.
Есть в коллекции наряды дворянок и мещанок XIX века, платья и фартуки гимназисток, сшитые по заказу нашего краеведческого музея, есть по оригиналу восстановленный костюм ополченца русско-турецкой войны, образец которого любезно предоставил Музей истории войска ПРИВО. Н.Бородина работает в тесном сотрудничестве с кафедрой этнографии Института искусств и культуры (заведующая – Т.Ведерникова) и кафедрой народного искусства этого же вуза (заведующая – Л.Терентьева). Без участия ее костюмов не обходятся научные конференции и концерты фольклорного ансамбля института “Добро”, который уже обьездил полсвета. Детские праздники, мероприятия центра “Самарский собор”, общегородские и сельские Рождество, Масленица…
Но этого, кажется Наталье Владимировне, недостаточно. Ей хочется, чтобы народ как можно глубже знал свои корни. Даже обидно бывает за своих, за русских, – татары и чуваши больше знают национальных обрядов, правильнее умеют одеваться. Правда, есть уникальный детский сад в Приволжье, работающий по экспериментальной программе под эгидой педуниверситета, где изучают русский быт, – вот там дети носят ее костюмы, и педагоги проводят занятия тоже одетыми по всем правилам.
К ней часто обращаются школьные учителя обслуживающего труда с просьбой показать, помочь, провести экскурсию. А Н.Бородина считает, что гораздо полезнее было бы не просто группкам интересующихся девочек все это богатство показывать, а устроить, может быть, серию мероприятий на базе краеведческого музея или того же Центра внешкольной работы – и с рассказом, и с показом… В этом году к ней на практику направили учениц профтехучилищ ## 18 и 20 – если получится, будет кому доброе дело продолжать.
Выходное платье самой Натальи Владимировны представляет собой праздничный наряд крестьянки Симбирской губернии. Она мечтает, что русские невесты снова будут выходить замуж по всем правилам – включая и правила одевальные…
Этому году областное управление культуры определило девиз “Уж и есть за что, Русь великая, полюбить тебя, назвать матерью”. Н.Бородина обратилась к начальнику управления С.Хумарьян с предложением своих услуг. Может, что и получится, полезное и красивое. А если даже нет – она, хоть и человек занятой, с радостью откликается на любые предложения о сотрудничестве – от руководителей школ, роно, детских учреждений. Центр внешкольной работы Железнодорожного района найти легко. Ее в нем – еще проще.
Марина ПАВЛОВА
На снимке: занятия по специальной программе в экспериментальном детском саду “Аленький цветочек” (село Приволжье)
“Цветы для мамы” рисуют все дети
“Цветы для мамы” рисуют все дети
Открытие, как ему и положено, провели по всем правилам: с приглашением гостей, с концертом и поздравлениями. Среди посетителей были ведущие профессиональные художники Самары, работники музеев, бизнесмены, представители администрации… Знакомство с представителями школы украсило выступление юных певцов, пианистов, скрипачей – учащихся музыкального отделения 124-й – юных, но которых никак не назовешь начинающими. Гости удивлялись, восхищались – и задавали вопросы. Неужели можно достичь таких результатов в обычной школе, работающей по программе общего полного среднего образования? Неужели сюда принимают всех? Неужели так рисовать можно научить любого ребенка?
Заведующая художественным отделением школы Людмила Борисовна Цибер рассказывает:
– Конечно, такая школа, как наша, – явление редкое. Мы ставим интересную задачу: раскрытие творческих способностей любого ребенка, который этого хочет, стараемся создать на уроках определенную творческую атмосферу, дающую нужный заряд… Впрочем, идея создания необходимой атмосферы как предшественника обучения ненова. Она основана на хорошем знании детской психологии, на представлении, что свойственно ребенку в определенном возрасте. Мы отказались от принципа “делай, как я”, ведущего к слепому копированию образцов. Согласитесь, скучно рисовать кубики, когда не понимаешь, зачем. Но рисование кубика может стать частью творческого процесса…
А что касается системы отбора, то она здесь все-таки есть. Но построена не на поисках каких-то особо одаренных личностей, а на желании, настрое самого ребенка. И совсем необязательно “растить” из него профессионального художника, музыканта или артиста.
И все же – кем они будут? “Все собираются поступать в вузы, – сообщила Людмила Борисовна. – В архитектурные, технологические, художественные учебные заведения. Но даже если наши выпускники станут, например, парикмахерами – значит такими, к которым можно идти без опасения: все они – люди, у которых выработан хороший вкус”.
Кстати, одна из программ, по которым работает школа, касается создания единой образовательной системы “школа – колледж – вуз”: заключен договор с Самарской архитектурно-строительной академией, университетом и педуниверситетом, в том числе его филиалом в Тольятти и другими.
На выставке в музее, которая будет ждать гостей целый месяц, представлены, конечно, лучшие образцы детского творчества. Ученики всех возрастов блеснули во всех жанрах изобразительного искусства.
“Цветы для мамы” рисуют все дети, но третьеклассница Даша Агафонова сделала это так, что не хочется уходить от картины. А работы ученика выпускного класса Юры Космылина и вовсе поражают своим зрелым мастерством: “Пирующие японцы”, “Птицы”, “Мертвая тишина” и особенно иллюстрации к произведениям Гофмана.
Кроме традиционных жанров изобразительного искусства, в экспозиции представлены компьютерная графика (“Призрачный мир” Олега Казакова, “Тишина” Оли Курдавильцевой, “Осень” Кати Павленковой), замечательные образцы росписи по ткани, плетеные изделия из лозы, художественная вышивка, резьба по дереву…
– Выставка подготовлена на отличном уровне, – сказал после ее просмотра председатель Самарского отделения Союза художников России Владимир Максимович Пашкевич. – Я рад, что есть энтузиасты-педагоги, работающие в духовной сфере. Сегодня это необходимо, может быть, как никогда.
Марина ПАВЛОВА
“Чтобы выжить на земле”, или Зачем физику лирика
“Бывают такие звездные ночи, когда подолгу хочется смотреть на небо…” Так лирически начинается… отзыв школьного директора о посещении курсов под названием “Педагогика искусства”, которые проводит Самарский институт повышения квалификации работников образования. А заканчивается он признанием: “Я люблю вас!”
В феврале здесь собрались руководители школ города и области – директора, их заместители. Далеко не все из них преподают предметы гуманитарного цикла. Кажется, ставший классическим вопрос о физиках и лириках перешел в разряд вечных. Зачем учителю математики курс лекций под названием “Библия как памятник мировой художественной культуры”? Или пресловутому физику – представление о сущности новых методик преподавания декоративно-прикладного искусства? Пожалуй, любой человек, хоть раз навестивший эти курсы СИПКРО, ответит на них самостоятельно. И в первую очередь – самому себе.
“Еще и еще раз убеждаюсь в том, что сегодня надо заниматься духовным развитием детей, эстетическим воспитанием, воспитанием нравственных качеств, без которых невозможно сейчас выжить на земле, – это слова директора школы поселка Кобзевка Больше-Глушицкого района Надежды Алексеевны Шулегиной. – Как руководитель я получила материал для дальнейших раздумий, планов и заряд для претворения этих планов в жизнь”. Со следующего учебного года в поселковой школе будут введены в программу уроки хореографии, в яслях-саду появится курс “Русский дом”, с особенностями преподавания которого познакомились курсисты в СИПКРО. Владимир Иванович Гусаров, директор 1-й кинель-черкасской школы, учитель истории, приехал на курсы с определенной целью – убедиться, нужно ли внедрять в школьную жизнь систему эстетического воспитания. “Я понял, что очень мало знаю об искусстве, – пишет он. – Впервые на курсах я не могу сказать, что потерял время зря…”
Результатом учебы на таких курсах зачастую становится заключение договора между школой и центром эстетического воспитания СИПКРО на обслуживание педагогического коллектива или направление учителей для получения дополнительного образования – например, чтобы было кому в школе преподавать мировую художественную культуру.
Кстати, преподавание предметов эстетического цикла – дело невероятно дорогое и трудное, требующее моральных сил и материального оснащения: проекторы, слайды, прочее оборудование, учебные пособия… Тексты лекций передаются с рук на руки, переписываются вручную и перепечатываются на машинках – СИПКРО предлагает собранный специалистами высокого класса уникальный материал, каждое слово в котором ценно.
Директор Хворостянской школы, преподаватель математики Ольга Викторовна Борзенкова, подтвердив большую пользу курсов для себя, предложила приглашать прослушать их… работников роно и глав районных администраций. Ведь решение всех проблем привычно упирается в денежные средства, а ими-то как раз распоряжаются чиновники.
Марина ПАВЛОВА
На снимке: вот так проводят занятия зав.эстетическим центром СИПКРО Зарина САРАНСКАЯ и сотрудник центра Надежда ПОЛЫНОВА
Комментарии