В Министерстве образования и науки России продолжается работа по присвоению учебникам грифов «Допущено» и «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Учебники, получившие данные грифы, будут включены в федеральный перечень учебников для общего образования.
Присвоение указанных грифов происходит по итогам экспертизы учебников. С 2005 года экспертиза проводится в соответствии с новым порядком. Приказом Минобрнауки №107 «Об экспертизе учебников» было утверждено Положение о порядке проведения экспертизы (текст приказа можно найти на сайте министерства www.mon.gov.ru в разделе Документы).
На экспертизу подаются учебники для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Каждый учебник проходит экспертизу на предмет соответствия современным научным представлениям и на предмет соответствия возрастным и психологическим особенностям обучающихся. В соответствии с новым порядком экспертиза проводится Российской академией наук и Российской академией образования.
В случае необходимости к экспертизе привлекаются иные экспертные организации, имеющие в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов. Например, учебники по предметам начальной школы могут быть направлены в Московский педагогический государственный университет или Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, учебники по ОБЖ – в Московскую медицинскую академию им. И.М.Сеченова или Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Список данных организаций формируется Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России и утверждается президиумом Федерального совета по учебникам.
По данным на 4 октября 2005 года, на экспертизу в экспертные организации поступило 240 учебников. По 130 учебникам экспертиза завершена. Из них только 78 учебников получили оба положительных заключения: и на предмет соответствия современным научным представлениям, и на предмет соответствия возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Наибольшее количество учебников, получивших положительные заключения экспертных организаций, относится к предметам начальной школы.
Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, может быть доработан и направлен на экспертизу только после устранения всех замечаний. Министр образования и науки России А.Фурсенко отметил: «Учебники не проходят экспертизу потому, что в них огромное количество ошибок, в ряде случаев грамматических. Речь не о вкусовщине, а о том, что учебники не удовлетворяют элементарным требованиям к учебной литературе».
Учебник, получивший оба положительных экспертных заключения, направляется в предметную секцию Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки России. В Федеральном совете 16 предметных секций, которые рассматривают заключения и принимают решения о соответствии учебников установленным требованиям.
На основании этих решений Департамент государственной политики в образовании оформляет присвоение учебникам грифов «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Гриф «Рекомендовано» может присваиваться учебнику, имеющему гриф «Допущено» («Рекомендовано»), входящему в состав завершенной предметной линии учебников и использующемуся в образовательных учреждениях не менее чем семи субъектов РФ более трех лет.
Вышеназванные грифы действительны в течение 5 лет с момента присвоения соответствующего грифа Департаментом государственной политики в образовании. Учебники, имеющие гриф «Допущено» или «Рекомендовано», включаются в федеральные перечни. Федеральный перечень учебников на 2006-2007 учебный год будет сформирован с учетом результатов проходящей сейчас экспертизы и утвержден до конца декабря 2005 года.
В приложении приведены данные о результатах проведения экспертизы в 2005 году (по состоянию на 4 октября).
Комментарии