search
main
0

Срочно вызывайте службу примирения!

Когда медиатор приходит на помощь

Ни одна школа не застрахована от конфликтов, каждый день здесь взаимодействуют множество детей и взрослых: учителя, ученики и их родители. Сегодня во многих образовательных организациях России действуют службы медиации, которые примиряют участников конфликта или не допускают его эскалации. Однако создание в школе собственной службы примирения – непростое дело. Медиация – сложная система, междисциплинарная область, находящаяся на стыке таких отраслей знания, как психология, конфликтология, юрис­пруденция, социология, лингвистика.

Как наладить психологический комфорт в коллективе?

Академическая успешность учеников в определенной мере зависит от психологического климата в школе. Психологический климат – это характеристика межличностных отношений, влияющая на каждодневный настрой включенных в отношения людей, их психологическое самочувствие, процесс и результаты деятельности. Психологический климат зависит от внешних и внутренних факторов. Это, например, условия труда или обучения, личностные особенности участников отношений.

Существует прямая положительная связь между высоким уровнем психологического благополучия и успехами учеников в процессе обучения. Кроме того, проведенные в разные годы исследования выявили, что при низком уровне психологического благополучия дети и подростки значительно чаще демонстрируют в школе различные формы отклоняющегося поведения.

Психологический комфорт и безопас­ность в межличностных отношениях важны и для учителя. В школе, где психологическое благополучие детей и взрослых является одним из предметов внимания и заботы руководителя и управленческой команды, создаются условия для профессионального развития и педагогического творчества учителя. У педагога появляется возможность направить силы на внедрение новых подходов и технологий в обучении, обмен опытом с коллегами, остаются силы на самообразование. Это происходит тогда, когда в школе складывается конструктивный стиль взаимоотношений членов коллектива, которые, однажды сформировавшись, способны долгое время не разрушаться. Конструктивный стиль создается на основе правил взаимодействия, в том числе в конфликтных ситуациях. Школьная служба медиации как раз работает над тем, чтобы создавать и поддерживать конструктивные практики разрешения конфликтов, а также занимается их предупреждением.

Стало ли конфликтов в школе больше? Скорее да, и это связано с тем, что мир вокруг нас меняется, он становится разнообразнее и сложнее, многообразие жизненных укладов и культур, развитие социальных сетей влияют и на школьную жизнь. С уверенностью можно сказать, что наше отношение к конфликтам тоже изменилось, мы хотим, чтобы конфликты разрешались цивилизованным образом, чтобы уже в школе наши дети получали опыт конструктивного диалога.

В 2013 году Министерством образования и науки РФ были подготовлены рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях. В документе описаны шаги по созданию школьной службы медиации, необходимые подготовительные мероприятия. Они включают информирование педагогов, учеников и их родителей о сути медиации, специфике медиативного подхода, деятельности службы школьной медиации, мотивирование к участию в деятельности службы школьной медиации, образование педагогов, обучающихся медиативным практикам. Очевидно, что это большая работа, в которой школе требуется поддержка.

Должна заметить, что специалистам Академии социального управления случается выступать в качестве консультантов в случае конфликтов в школах. Анализ конфликтов позволяет заключить, что в большинстве случаев развития конфликта можно было бы избежать. Но для этого, с одной стороны, нужно, чтобы педагоги владели рядом навыков профилактики конфликтных ситуаций и разрешения конфликтов. А с другой стороны, должны быть такие атмосфера и корпоративная культура в образовательной организации, которые создают условия для продуктивного взаимодействия даже в напряженных ситуациях.

Здоровая атмосфера – это первое условие профилактики конфликтов. На самом деле изменение качества межличностных отношений, конечно, непростая задача. Это предполагает, что весь педагогический коллектив должен быть вовлечен в процесс преобразования способов взаимодействия с детьми и взрослыми. Но в конце концов учитель – это профессия, предполагающая постоянное обучение. Когда наши педагоги проходят курсы повышения квалификации, участвуют в практических мероприятиях, например Фестивале служб школьной медиации, они убеждаются в том, что медиативные практики – действенный инструмент, который поможет учителю и ученику продуктивно сотрудничать, учить и учиться с удовольствием.

Одна из непростых задач, с которой сталкиваются энтузиасты школьной медиации, – это мотивирование педагогов и учеников к участию в деятельности школьной службы медиации. Школа, которая серьезно подходит к решению задачи развития медиации, стремится создать ученический актив, увлеченный медиативными практиками, найти детей, которые могут ими овладеть и стать юными помощниками медиатора. Очень важно, когда в школе развивается подход «равный – равному», когда в деле профилактики конфликтов дети принимают самое непосредственное участие. А это требует специальной работы, прежде всего детей надо корректно информировать, заинтересовать и помочь овладеть рядом навыков. Мы работаем, в частности, со школами Московской области и видим, что они стремятся решить эту задачу, успешное развитие медиации и гуманизации отношений происходит на наших глазах. Следует также отметить творческий характер работы школ: педагогические коллективы создают уникальные подходы к организации школьной службы медиации, внедряют собственные программы развития навыков управления конфликтами.

Медиация в образовании серьезно отличается от медиативных практик в других сферах. Для эффективной работы в области урегулирования конфликтов в образовательной организации необходимо ясно представлять условия и специфику работы учителя и функционирования школы. Поэтому важно, чтобы у педагогов была методическая поддержка по развитию медиации, чтобы мы вместе – педагоги, дети, родители – формировали благополучный психологический климат школы.

Вероника КИРСАНОВА, заведующая кафедрой методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления, кандидат психологических наук, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте