Владеть методами обучения, основанными на информационных и коммуникационных технологиях, сегодня должен любой учитель-предметник. Должен, но владеет ли? О том, как в педагогических вузах ведется обучение работе с ИКТ, мы попросили рассказать Наталию КАЛИННИКОВУ, начальника Отдела содержания педагогического образования МО РФ.
– Наталия Геннадьевна, как готовят студентов к работе в школах, где уже полным ходом идет информатизация?
– Подготовка кадров идет в разных направлениях. Подготовка учителя информатики для школы осуществляется в соответствии со стандартом по специальности «Информатика». В прошлом году в связи с модернизацией общего образования была поставлена задача откорректировать государственные стандарты высшего профессионального образования. В настоящее время идет процесс согласования и внесения изменений и дополнений во все стандарты, в том числе по информатике, для того чтобы содержание подготовки учителя было непосредственно связано с процессами, происходящими в общем образовании. Это нужно для того, чтобы та информатика, которая изучается в школе, была хорошо известна будущим учителям. Таким образом, на факультетах этого профиля, в сущности, все обучение ведется с ориентировкой на процесс информатизации образования.
Второе направление связано с тем, что любой учитель должен владеть информационными технологиями, вне зависимости от сферы его интересов. Поэтому для учителей-предметников вводится дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе». Так как это особая задача, которая выделена в Программе модернизации педагогического образования, то курс вводится практически во все стандарты высшего педагогического образования.
– Получается, что у студентов появляется новый предмет?
– Да, но надо иметь в виду, что в стандартах различных специальностей новый курс будет занимать разное место. Иногда это будет интегрированная дисциплина, например, часть дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» или «Методики преподавания предмета», но на первом этапе ее внедрения скорее всего будет реализовываться как отдельный курс за счет дисциплин вузовского компонента. Мы планируем, что, начиная с 1 сентября 2004 года, по мере готовности вуза, дисциплина будет включаться как самостоятельная во все учебные планы. Для этого сейчас разработана примерная программа дисциплины, планируется создание методических пособий, в том числе и на электронных носителях, а также проведение повышения квалификации преподавателей.
Чем же новый предмет будет отличаться от той информатики, которую преподают на каждом факультете педагогического вуза?
– Давайте сравним. В рамках информатики студентам дают понятие информации, общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; показывают модели решения функциональных и вычислительных задач; знакомят с языками программирования, локальными и глобальными сетями ЭВМ, методами защиты информации. В рамках информатики есть и компьютерный практикум. То есть, в сущности, это основы информатики, мало чем отличающиеся от школьных.
Предмет «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе» предполагает определение целей и задач использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, изучение того, как информационные и компьютерные технологии помогают в активизации познавательной деятельности, а также в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Но самое главное отличие в том, что в рамках этого предмета будут рассматриваться методические аспекты использования информационных и компьютерных технологий при преподавании предмета в школе.
Конечно, традиционная информатика нужна по-прежнему, но новый предмет имеет большую практическую направленность и необходим в условиях модернизации образования.
– Кто же будет вести новый курс? Ведь преподаватели вузов сами нечасто используют возможности компьютера в обучении.
– Что касается вузов, то там есть кадры, которые готовы этим заниматься. В то же время, если вводится специальная дисциплина, необходимо повысить квалификацию преподавателей, создать для них учебно-методический комплект и рекомендации по его использованию. В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» в 2004 году будет осуществлен проект, направленный на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов педагогического профиля. Целевые группы, направляемые на обучение, определит сам вуз. Они могут быть сформированы из преподавателей информатики и из методистов. Возможно, будут обучаться представители кафедр педагогики, которые тоже могли бы вести данный предмет. Хотя, на мой взгляд, следует особое внимание уделить повышению квалификации преподавателей кафедр предметных методик.
– Насколько хорошо педагогические вузы оснащены компьютерами? Есть ли ресурсы для введения новой дисциплины?
– Вопрос компьютеризации образовательного учреждения решается везде по-разному. Насколько учебные заведения оснащены, в большей мере зависит от самого вуза. Стандарт в соответствии с аккредитационными показателями обеспечивают все, а сверх того – по-разному.
Есть вузы, где существует своя локальная сеть, весь документооборот идет в электронном виде. Во многих вузах есть проректоры по информатизации, организованы специальные вычислительные центры. В библиотеках существует электронный каталог, студентам предоставлена возможность доступа к глобальным сетям.
При этом Министерство образования, ставя перед вузами специальные задачи, помогает их решать. Так, в связи с изменениями в содержании и технологиях работы учителя начальных классов остро встала задача овладения студентами информационных технологий в начальном образовании. В 2003 году в рамках приоритетного направления федеральной программы развития образования «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования» мы реализовали проект по поставке аппаратно-программных средств в педагогические вузы на факультеты начальных классов. Этот комплект был специально сформирован для того, чтобы студент научился использовать информационные и коммуникационные технологии в своей будущей профессиональной деятельности и был бы удобен преподавателю педвуза. Комплект включает мультимедийный проектор, оверхед-проектор, 2 современных компьютера, программное обеспечение, сканер, принтер цветной и черно-белый, копировальный аппарат. 66 педагогических вузов в настоящее время уже используют все это в учебном процессе. Также, реализуя Программу модернизации педагогического образования, в 2003 году произведена поставка электронных изданий учебного назначения на CD ROM (школьная медиатека – 27 наименований) в высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по педагогическим направлениям и специальностям. Мы направили 5 комплектов электронных изданий учебного назначения для общеобразовательных учреждений в педагогические вузы (100 мест поставки).
– В современных условиях школе требуются работники новых специальностей: системные администраторы, программисты. Педагогические вузы будут готовить их сами?
– Во многих вузах студентам, готовящимся стать учителями информатики, предлагают освоить дополнительную специализацию: «Организация информатизации образования». Сфера деятельности организатора очень широка. Он следит за созданием и совершенствованием методического обеспечения в рамках электронных ресурсов, обеспечением педагогически целесообразного использования информационных ресурсов. Этот же человек организует локальные сети, помогает в информатизации управления образованием. Он же создает и осуществляет поддержку школьного веб-сайта. Получается, что его обязанности даже шире, чем у системного администратора.
Комментарии