search
main
0

Срочно нужен географ! Молодых учителей обещают носить на руках, но не всегда и не всех

За несколько дней до начала учебного года узнаю интересную новость: из 25 выпускников отделения педагогики и методики начального образования Воронежского госпедуниверситета 23 человека пошли работать в школы. Двое оставшихся пока не определились в силу личных обстоятельств, например, у одной муж военнослужащий, ждут отправки к месту службы. «Зато как только туда приедем, – говорит будущая учительница начальных классов, – сразу в школу!»

Разве можно было пройти мимо такого интересного факта, такой доброй новости? Слишком уж мрачную картину рисовали в последние годы и во многих СМИ, да и в Минобрнауки. Достаточно просто вспомнить скандал с оценкой эффективности российских вузов, когда педагогические почти поголовно были признаны профессиональными «банкротами» во многом потому, что их выпускники не спешат трудоустраиваться по специальности. Вроде как вуз, и никто иной, виноват в том, что учителю мало платят и что профессия педагога самая «униженная и оскорбленная» в нашем сегодняшнем обществе. Хотя нет, не в сегодняшнем, может, что-то уже обновляется и потихоньку меняется к лучшему?..С этим вопросом я пришла в отдел содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников Воронежского педагогического университета. На месте выяснилось, что в этом году у отдела маленький юбилей – пять лет с момента создания. Сегодня здесь три сотрудника: заведующая отделом Анастасия Юрьевна Шатохина и два специалиста – Елена Леонидовна Гончарова и Екатерина Николаевна Кучина.- У нас сегодня другая тенденция наблюдается, – говорят мои собеседницы. – Время, когда выпускники с дипломами не хотели работать в школах, прошло. Это уже вчерашний день. Сегодня другая тенденция: в некоторых районах даже целевики оказываются невостребованными!Действительно, в отделе трудоустройства даже есть гарантийные письма от руководителей районных отделов образования, где написано, что район не нуждается в выпускниках педвуза, потому как трудоустраивать этих выпускников негде, вакансий нет. Школ в районах стало меньше, малокомплектные слиты, потребность в учителях минимальная.- Или другой вариант, – говорит Анастасия Шатохина. – Просят выпускников – учителей английского языка, это одна из самых востребованных специальностей. Но, например, из их района таких выпускников нет, а из других городов и районов к ним не едут, потому что жилья для них нет. Правда, в последнее время и здесь стали проявляться изменения: в некоторых районах молодым учителям предоставляют бесплатное съемное жилье, платят 25-процентную надбавку – так называемые сельские – и еще 25 процентов как молодому специалисту.В качестве примера Анастасия Юрьевна назвала Хохольский район, в котором очень хорошо работают с молодыми специалистами. Начальник районного отдела образования Анатолий Андреевич Дорош сам не раз в вуз приезжал на встречу со старшекурсниками и директоров школ с собой привозил. А те со студентами по душам беседовали: «Ребята, приезжайте к нам! У нас дороги асфальтированные, газ, природа, свежий воздух! Ну что вас здесь, в городе, держит?!» В этом районе молодым учителям даже жилье обещают, правда, с подселением, то есть с бабушкой-хозяйкой. Но, с другой стороны, родителям выпускников так даже спокойнее: на первых порах лучше, когда молодежь под присмотром.Работодатели из Борисоглебского района приезжают в вуз со своим новшеством: присылают агитировать молодых учителей, недавно устроившихся в районе. То есть вчерашние выпускники, год или два проработавшие учителями в борисоглебских школах, рассказывают студентам-выпускникам, как их хорошо приняли, как устроили, сколько платят – очень действенный метод агитации, можно сказать – наглядный.Активно привлекает молодежь и Новоусманский район. В этом году в Отрадненскую школу трудоустроили двух человек – в начальные классы и на английский язык. Причем вторая девушка сначала собиралась в какую-то коммерческую структуру вроде как переводчиком, но ее переубедили: «Зачем тебе эта коммерция, ты туда всегда успеешь! А знаешь, какое там отношение к работникам?! А в школе тебя – молодую учительницу английского языка – на руках будут носить! А знаешь, какая у нас школа хорошая!..» И все, «переуговорили».Кстати, насчет школ почти все – чистая правда. Многие из них сегодня и отремонтированы, и переоборудованы по последнему слову, поэтому, конечно, жалко, когда единственное, чего недостает, – это хорошего учителя. Но, повторюсь, не каждого возьмут. Самый большой спрос сегодня на учителей начальных классов, чуть уступает потребность в учителях английского, а, так сказать, на третьем месте учителя физкультуры. Как известно, обязательного трудоустройства сегодня нет, но вуз требует от работодателей гарантийные письма, и еще сотрудники отдела трудоустройства всех обзванивают, действительно ли человек устроился работать в эту организацию. Ведь выпускники педвуза не только в школах востребованы.Каждую весну в ВГПУ проходит ярмарка вакансий, и кроме школ ее активными участниками становятся коммерческие фирмы – экологические, дизайнерские, даже коммерческие банки. Сегодня вуз дополнительно обучает студентов по специальности «социально-культурный сервис и туризм», а также «экономика образования», поэтому приходят представители гостиниц, турфирм, банков. На факультете искусств и художественного образования обучаются музыканты, танцоры, художники, а среди выпускников ВГПУ есть заслуженные и народные артисты, солисты театров и Воронежской филармонии. Один из выпускников прошлого года сейчас танцует в группе Валерия Леонтьева, а в отделе занятости и трудоустройства хранится гарантийное письмо за подписью певца.На ярмарке вакансий всем работодателям в фойе второго этажа ВГПУ предоставляется место для оформления своего презентационного места. Там они размещают свою рекламу, перечисляют вакансии, зарплаты. У районов и школ тоже есть свои места. А в этом году для большего удобства были отдельно представлены вакансии в школах районов области и в школах города Воронежа. Еще дополнительно проводились мастер-классы, например, сотрудники кадрового агентства рассказывали, как правильно писать резюме и как вести себя во время собеседования. На другом мастер-классе можно было узнать, на каких условиях наши соотечественники работают учителями за границей. Еще была деловая бизнес-игра от одной крупной фирмы, которая подыскивала себе менеджеров и экономистов. А студенческое объединение «Центр развития карьеры», созданное третьекурсником ВГПУ Павлом Хорпяковым, организовало мастер-класс по поиску работы в Интернете.Еще одно заметное событие – это заседание комиссий по трудоустройству, которые проводятся на каждом факультете и куда приглашаются директора школ и руководители отделов образования.Общие цифры по трудоустройству выпускников этого года таковы: дневное отделение вуза окончили 600 молодых специалистов, из которых 275 трудоустроились в образовательные учреждения: 90 человек в городе Воронеже, 179 – в районах области и 6 – в других регионах страны.В отпуск по уходу за ребенком ушли 23 девушки, служить в армию – 59 парней, 9 выпускниц вышли замуж за военнослужащих и пока заняты переездами. Остается 230 выпускников, среди которых есть и те, кто пока не определился в своем выборе, и те, кто продолжает учебу в аспирантуре или магистратуре или получает второе высшее образование. Связь со всеми поддерживается, потому что ситуации складываются разные, бывает, даже успешным и вроде бы трудоустроенным выпускникам вдруг требуется помощь. И они приходят в родной вуз, в отдел содействия занятости и трудоустройства.Так было с одним выпускником, уехавшим работать в свой родной Павловский район. На распределении он всем об этом сказал, и вроде бы ему пообещали место учителя географии в одной из школ, потом продержали в ожидании лето, а в итоге сказали, что вакансии нет. Парень вернулся в университет и со словами, что очень хочет работать учителем географии, пусть даже и в городе, живя на съемной квартире, попросил подыскать ему место. Но ставок не было, даже в школах Воронежа. Отчаявшийся, грустный, он сидел в отделе трудоустройства, думал, что же теперь делать, и тут – звонок из школы №75: «У нас ушла женщина на пенсию, срочно нужен географ!» Решив, что это судьба, молодой человек тут же направился в школу, устроился работать географом, да еще и классное руководство попросил! Директор был очень доволен.Надежда Невзорова, одна из выпускниц, ушедших работать учителем начальных классов, свою школу №23 выбрала на ярмарке вакансий. Я спросила у нее, как это было.- В нашем университете такие ярмарки проводятся традиционно. И этой весной мы с моими однокурсницами пришли на встречу с работодателями и там познакомились с нашим будущим директором Валерием Викторовичем Винокуровым. Он сразу нас пригласил в школу, пообещал и рабочие места, и дружный коллектив, и в первый же понедельник мы с еще двумя девушками-выпускницами поехали в школу знакомиться. Там нас хорошо встретили, все нам показали, рассказали, по каким комплектам идет обучение, какие классы – нам все понравилось, и мы решили остаться работать в этой школе.Конечно, поддерживает еще и то, что в эту школу нас пришло трое – мне и еще одной девушке дали два первых класса, а третьей нашей однокурснице дали второй класс. По количеству учеников классы небольшие, в параллели по два-три класса, и получается такая уютная, даже как бы домашняя школа, коллектив интересный, учителя молодые, будем развиваться.Сначала, еще учась в школе, хотела поступать в педагогический на художественный факультет, но подумала, что быть только учителем рисования – это для меня маловато. Другое дело учитель начальных классов! Здесь и рисование, и окружающий мир, и технология, и математика с русским языком – вот какое широкое поле для творчества и самореализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте