Цель: познакомить учащихся с понятием “деньги”, значением денег в жизни человека, раскрыть понятие “функции денег”, дать краткую характеристику каждой функции.
Задачи
обучающие:
1. Обогатить знания учащихся по данной теме:
а) об истории возникновения денег;
б) о функциях денег.
2. Закрепить на уроке ранее пройденный материал.
развивающие:
формировать навык групповой работы на уроке, правильно формулировать и излагать свои мысли, учить выделять главное, аккуратно и красиво вести записи в тетради, поощрять стремление учащихся к самостоятельному поиску дополнительной информации к уроку, т.е. стимулировать их исследовательскую деятельность;
воспитывающие:
показать значимость данной темы для каждого ученика.
Оборудование: рабочая тетрадь по экономике, таблицы-схемы, карточки с буквами и заданием, доска, мел, выставка книг, которые предлагаются ученикам в качестве дополнительной литературы к уроку.
Я рада приветствовать вас на уроке. Я надеюсь, что у всех хорошее настроение, большая потребность в получении знаний, желание активно и плодотворно работать на уроке.
Как же сегодня пройдет наш урок?
На доске план работы, посмотрите, согласны ли вы с таким ходом урока?
По какому пункту плана у вас есть вопрос? Что вам не совсем ясно?
(Ученики задают вопросы по пункту “Новый материал”, не знают тему сегодняшнего урока).
А хотели бы вы сами узнать тему урока?
Разбиваем класс на шесть команд (ряд делим на две части, по три парты в каждом ряду). Каждой команде даются две карточки, на каждой карточке буквы:
Д ! Ю В ! Н С ! Г
а б а б а б
Е ! Л О ! Ь К ! И
а б а б а б
Дается лист с вопросом, два варианта ответа, ученики выбирают правильный вариант ответа, находят с обратной стороны буквы этот вариант.
Задание для 1-й команды:
Вопрос:
Приватизация – это:
А – переход из государственной собственности в частную;
Б – переход частной собственности в государственную.
Задание для 2-й команды:
Вопрос:
Любая фирма начинает свою деятельность с:
А – с регистрации (оформления документов);
Б – с покупки места для здания фирмы.
Здание для 3-й команды:
Вопрос:
Акционерное общество открытого типа обозначается в сокращении:
А – ЗАО;
Б – ОАО.
Задание для 4-й команды:
Вопрос:
Частная собственность – это:
А – собственность, право на которую принадлежит государству;
Б – собственность, правом на которую обладает конкретный человек.
Задание для 5-й команды:
Вопрос:
Какие функции выполняет рынок:
А – способствует только общению людей;
Б – регулирует экономику, распределяет жизненные блага, способствует общению людей, оценивает способности человека.
Задание для 6-й команды:
Вопрос:
Земля, земельные угодья, сооружения, машины, оборудование, ценные бумаги, драгоценности и т.д. – это:
А – объекты собственности;
Б – субъекты собственности.
Проверка результатов, правильные буквы прикрепляются на доску.
Какое слово получилось? – ДЕНЬГИ
Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах, узнаем об истории возникновения денег, о том, что люди использовали в качестве денег, поговорим о том, какие функции выполняют деньги.
(Записываем на доске и в тетради число и тему урока).
Что же такое деньги? (Дети пытаются сами объяснить).
Учитель предлагает познакомиться ученикам с определениями понятия “деньги”, которые записаны на доске.
1-е определение:
Деньги – это своеобразный универсальный товар, эквивалент, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Золото – всеобщий эквивалент.
2-е определение:
Деньги – это средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-нибудь и даже накопить.
3-е определение:
Деньги – это товар, но товар особого рода: он может легко приравниваться к любому другому товару и служить измерителем его ценности.
Ученики записывают то определение, которое, на их взгляд, более полно отражает смысл понятия “деньги”.
– Знаете ли вы, когда появились первые деньги, какими они были?
1. Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому первому упоминанию о них 4500 лет. Оно идет из Двуречья (юг современного Ирака). Население древнего Двуречья представляло собой общинно-родовые общества и имело четкие представления о ценности и покупательской способности денег. Люди расплачивались тем, что имело очевидную ценность: украшения, инструменты, зерно, соль.
2. Жители острова Яп в Тихом океане для оплаты использовали каменные диски из аргонита (разновидность известняка). Самые большие достигали 4 метров в диаметре.
3. Жители Африки в качестве денег использовали железные мотыги. А в Мексике индейцы использовали какао-бобы и маленькие медные топоры, мягкий металл которых не годился для хозяйственных нужд.
4. Самому раннему свидетельству использования раковин Каури в качестве денег в Китае 3500 лет. Раковины Каури служили деньгами и в Индии в Х-ХVIII вв., в Таиланде – в ХVII в., в Африке – в ХIХ в.
5. Медные браслеты (манилы) были средством платежа в Западной Африке с ХV в. Бруски самородной соли широко использовали в Эфиопии в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. В Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.
6. Деньги-перья. Эти “деньги” (длиной до 10 метров) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги-бухты. На островах Санта-Крус (Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта!
Вампум – это пояс, собранный из белых и коричневых бусин, они сделаны из раковин североамериканскими индейцами. Использовали при расчетах с соседними деревнями. На этом поясе три белых квадрата символизируют деревни.
Учитель:
Постепенно люди стали использовать в качестве денег цветные металлы: золото и серебро. Сначала они находили их в природе, а в дальнейшем изготавливали сами.
7. В ХVIII в. в Бирме официальными деньгами были кружки серебра определенного веса. В большинстве случаев они отливались в форме лепешек, получивших название “цветочное серебро”. Это название связано с узором, который оставался на поверхности при обдуве застывающего металла через трубочку.
Учитель:
Деньги из цветных металлов были разными по форме: кольца, слитки, куски. Затем стали чеканить деньги, которые уже принимали определенную форму – металлические пластинки-монеты. Первые такие монеты были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды в Эфесе, построенного в 560 году до н.э., в царстве Лидия (ныне территория Турции) в VII в. до н.э. Для изготовления монет использовали сплав серебра и золота. На монетах изображались цари, священные животные, эмблемы городов, предметы и орудия труда.
Учитель предлагает кратко в тетради записать главное, что они сегодня услышали:
1. Первому упоминанию о деньгах 4500 лет (Двуречье, юг современного Ирака).
2. В качестве денег использовали камни из особых пород, ракушки Каури, драгоценности, орудия труда, скот, соль, пояса из бусин и др.
3. Первые монеты обнаружены в храме богини Артемиды в Эфесе, изготавливали их из сплава серебра и золота, изображали царей, животных, города.
Сегодня вы узнали лишь небольшую часть из истории возникновения денег. Кто хотел бы узнать больше по этой теме, я бы предложила следующие книги (выставка книг):
1. Энциклопедия “Я познаю мир”, “Все обо всем”.
2. “Очевидец. Обо всем на свете” из серии “Деньги”.
Я предлагаю немного отдохнуть, но использовать это время с пользой. “Деньги из книжек”.
На доске написаны два столбика:
“Малыш и Карлсон” сольдо
“Три мушкетера” пиастр
“Незнайка на Луне” динар
“Остров сокровищ” пистоль
“Али-Баба и 40 разбойников” фертинг
“Приключение Пиноккио” эре
Задание: определить, из каких книг эти деньги (провести стрелки).
2. Функции денег.
Какова же роль денег в жизни человека?
Какие функции выполняют деньги?
Предлагается ученикам ответить на этот вопрос, затем учитель сам объясняет функции денег.
1. Платежное средство.
Мы с вами идем в магазин за товаром, который нам необходим. Отдаем за него необходимую сумму денег и получаем свой товар. Деньги выступают в качестве платежного средства.
2. Средство обмена.
Деньги родились из необходимости обмениваться результатами труда для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Сначала меняли товар на товар, но товаров и потребностей становилось больше, и люди поняли, что гораздо удобнее при обмене сравнивать все товары с каким-то одним товаром-эквивалентом. В качестве такого товара выступали соль, украшения, скот и другие предметы. Затем таким эквивалентом стали благородные металлы, а потом – золотые и серебряные слитки. На смену им пришли монеты, бумажные деньги.
3. Меры стоимости.
Как определить, что ценнее: тонна нефти или тонна соли? Мы сможем это сделать с помощью универсальной меры – меры стоимости, в качестве которой выступают деньги.
4. Средство накопления.
Деньги, заработанные сегодня, совсем не обязательно сегодня же и тратить. Их можно использовать для каких-то целей в будущем. Приведите примеры, как можно копить деньги. (В копилке, в банке).
5. Средство обращения.
Учитель предлагает ученикам следующую схему (см. схему).
Итог урока “Мое открытие”
Что же нового вы узнали для себя на этом уроке? Какое открытие вы сегодня сделали?
О чем вы знали раньше, но после этого урока ваши знания стали более полными, более глубокими?
Домашнее задание:
Определение выучить, знать функции денег, подобрать материал к следующей теме урока: “Виды денег”. “Деньги разных стран мира”.
Жанна ШАБАНОВА,
учитель экономики
Саранск
Комментарии