Когда на 8-м съезде ректоров Президент РФ Владимир Путин заметил, что зарплата за 6 последних лет увеличилась в 5 раз, все дружно решили: президенту дали неверные цифры. Ну не может быть, чтобы зарплата так выросла, а мы этого даже не заметили! Между тем статистика – вещь упрямая: в 2000 году средняя зарплата в образовании была 1235 рублей а в 2006-м – 6183 рубля. Но тут интересна динамика повышения по годам (см. диаграмму).
Позиция
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
– Модернизация российского образования может и должна проводиться в тесной взаимосвязи с реформированием системы оплаты труда работников образования. Мы рассматриваем повышение уровня оплаты труда как одну из приоритетных задач по повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
Статфакт
На выплату дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям в 2006 году запланировано выделить 7,686 миллиарда рублей.
В результате деятельности рабочей группы, созданной в Министерстве образования и науки РФ, в которую входят представители Профсоюза работников народного образования и науки, в Правительство РФ направлены предложения, позволяющие решить задачу, поставленную Президентом РФ Владимиром Путиным, по увеличению заработной платы в сфере образования в 1,5 раза.
Мнение
Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:
– За малые деньги хорошего учителя не наймешь, и тут важнейшим механизмом повышения мотивации педагога становится переход на новую систему оплаты труда, когда величину зарплаты определяет результат, успешность учеников.
Хороший учитель должен получать много,
Нормальный учитель должен получать нормально.
Плохих учителей в школе быть не должно.
Единственно возможный механизм мотивации для улучшения качества образования – переход на нормативное подушевое финансирование, когда бюджет школы зависит от того, сколько учеников и по каким программам она обучает. То есть, если у школы много учеников, если она обучает их, скажем, по профильной программе, значит, она будет иметь достаточные средства для того, чтобы платить достойные зарплаты учителям и оснащать учебный процесс. Другую, более действенную мотивацию придумать невозможно.
Сегодня значительно расширены права субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые получили возможность самостоятельно выбирать системы оплаты труда в подведомственных образовательных учреждениях, определять сроки и размеры повышения должностных окладов заработной платы исходя из величины прожиточного минимума и собственных финансовых возможностей.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предполагается предусмотреть государственную поддержку субъектам РФ, внедряющим комплексные проекты модернизации образования, в том числе в части введения новой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Существующий опыт создания региональных систем оплаты труда показал, что повышение стимулирующих надбавок и изменение механизмов их распределения, введение доплат за воспитательную и методическую работу, учет наполняемости классов позволяют на 30 и более процентов увеличить размер заработной платы работников образования и повысить их мотивацию.
Комментарии