РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представление о связи языка и культуры народа; о месте русского языка среди языков мира; о выдающихся лингвистах и их вкладе в развитие языкознания; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка; о выразительных возможностях и стилистических ресурсах русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
– понимать особенности системного устройства языка и взаимосвязь его единиц, особенности речевой деятельности, компонентов речевой ситуации; отличия устной и письменной форм языка;
– анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
– оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; оценивать изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умения применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и аудирования текста разных стилей и жанров; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
– расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по русскому языку.
Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о языке. Сущность и функции языка. Роль языка в жизни человека и общества. Язык и культура. Основные аспекты научного изучения языка и разделы языкознания. Выдающиеся лингвисты и их вклад в развитие языкознания.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Особенности исторического развития русского языка. Русский язык как одна из национально-культурных ценностей русского народа. Современное состояние русского языка. Русский язык в современном мире. Проблемы экологии языка.
Формы существования национального русского языка: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны). Понятие о литературном языке. Особенности развития русского литературного языка. Основные функциональные разновидности русского литературного языка, их языковые особенности: официально-деловой, научный и публицистический стили литературного языка; разговорный язык (разговорная речь). Язык художественной литературы. Понятие о речевом жанре.
Язык. Речь. Речевая деятельность. Язык как функционирующая система. Основные уровни языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение. Их связи и отношения. Текст и его место в системе единиц языка и речи.
Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Правильность речи. Языковая норма и ее основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Принципы русской орфографии и пунктуации. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Основные типы лингвистических словарей и их особенности. Научно-познавательная литература по русскому языку.
Эффективность речи. Речевое общение. Компоненты речевой ситуации. Функционально-стилистические качества речи. Выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Лексическая и грамматическая синонимия. Лингвистический анализ художественного текста.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичного выступления. Правила подготовки и особенности построения устных публичных выступлений разных жанров. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий и т.д. Создание собственных высказываний и редактирование текста. Особенности русского речевого этикета.
РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– характеризовать статус русского языка в РФ, роль и место его в современном мире;
– иметь представление об основных функциях языка, о языке как развивающейся системе, его устройстве и функционировании; о взаимосвязи языка и культуры;
– характеризовать основные уровни и единицы языка;
– раскрывать основные формы функционирования русского языка, основные функциональные разновидности русского литературного языка;
– характеризовать основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать их;
– иметь представление о лексической и грамматической синонимии русского языка, о его изобразительно-выразительных и стилистических возможностях, использовать их в речи в соответствии с ситуацией высказывания и стилистическими особенностями текста;
– иметь представление о принципах русского правописания; овладеть нормами русского правописания;
– оценивать изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ;
– свободно извлекать при поисковом чтении информацию из оригинальных текстов разных стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и письменного текстов учебно-научного, научного содержания (конспектирование, реферирование, аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации, сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему, отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– уметь пользоваться справочной и научно-популярной литературой по лингвистике;
– переводить с родного языка на русский тексты разных жанров и стилей.
Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о языке
Сущность и функции языка. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России. Русский язык в современном мире. Основные аспекты научного изучения языка. Разделы языкознания.
Язык. Речь. Культура речи
Язык как функционирующая система. Единицы и уровни языка. Их связи и отношения. Национально-маркированные единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка. Понятие о литературном языке. Основные стили русского литературного языка. Их характеристика. Жанры книжных стилей.
Основные нормы современного литературного языка.
Правописные нормы. Принципы русского правописания.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Лингвостилистический анализ текста.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая, диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии. Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов (план, конспектирование, реферирование, тезирование, аннотирование).
ЛИТЕРАТУРА
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:
– читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также произведения зарубежной литературы, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, воспроизводить его конкретное содержание: знать систему образов, сюжетные линии, определять проблематику, давать различные истолкования текста;
– осмысливать факты жизни и творчества писателей, творческую историю текстуально изучаемых произведений, учитывать эти факты при анализе произведения; связывать материал литературной классики с временем написания и с современностью, анализировать произведение с учетом разных временных контекстов;
– соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), овладеть необходимыми теоретико-литературными понятиями, позволяющими выделять черты литературных направлений при анализе произведения;
– освоить основные закономерности историко-литературного процесса и уметь давать развернутую характеристику его этапам, соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью, определять роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
– углубить знания по истории и теории литературы, использовать литературоведческие термины и понятия при истолковании и оценке художественного произведения как необходимый инструмент анализа; анализировать произведение с учетом его художественной целостности, характеризовать основные компоненты произведения в их взаимосвязи, выявлять своеобразие художественного мира произведения и поэтики автора в целом; определять сходство и различие произведений разных писателей, характеризовать специфику стиля писателя;
– воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, определять способы ее выражения; давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; освоить основы исследовательской деятельности;
– расширить и углубить представления о “сквозных темах” и ключевых проблемах русской литературы; характеризовать основные сцены и эпизоды изученных произведений, объяснять их связь с проблематикой, устанавливать их роль и выявлять значение в произведении;
– составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, писать домашние и классные сочинения на литературные и свободные темы;
– сформировать устойчивый интерес к чтению, читательскую культуру и эстетический вкус, овладеть богатствами родного языка; развить литературные способности; самостоятельно анализировать художественное произведение с учетом законов современной науки о литературе.
Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. Стихотворения: “Воспоминания в Царском Селе”, “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Погасло дневное светило┘”, “К морю”, “Пророк”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла┘”, “Анчар”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных┘” , “Поэту”, “Я пережил свои желанья┘”, “┘Вновь я посетил┘”, “Я вас любил: любовь еще быть может┘”, “Безумных лет угасшее веселье┘”, “Осень”, “Отцы-пустынники и жены непорочны┘”. Поэмы “Кавказский пленник”, “Цыганы”, “Медный всадник”. Повесть “Пиковая дама”. Трагедия “Борис Годунов”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: “Я не унижусь пред тобою┘”, “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал┘”), “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою┘”), “Как часто, пестрою толпою окружен┘”, “Родина”, “Выхожу один я на дорогу┘”, “Пророк”. Поэма “Демон”.
Н.В. Гоголь. Повести: “Невский проспект”, “Нос”.
А.Н. Островский. Пьесы “Гроза”, “Бесприданница”.
И.А. Гончаров. Роман “Обломов”.
И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети”.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Полдень”, “Осенний вечер”, “Silentium”, “С поляны коршун поднялся”, “Тени сизые смесились┘”, “Не то, что мните вы, природа┘”, “День и ночь”, “О, как убийственно мы любим┘”, ” Я очи знал, – о, эти очи!..”, “Последняя любовь”, “Природа – сфинкс. И тем она верней┘”, “К. Б.” (“Я встретил вас √ и все былое┘”).
А.А. Фет. Стихотворения: “Облаком волнистым┘”, “Еще майская ночь┘”, “Сияла ночь. Луной был полон сад┘”, “Шепот, робкое дыханье┘”, “Еще одно забывчивое слово┘”, “Как беден наш язык! – Хочу и не могу┘”, “Одним толчком согнать ладью живую┘”.
Н.Г. Чернышевский. Роман “Что делать?” (обзор).
Н.А. Некрасов. Стихотворения: “Современная ода”, “В дороге”, “Тройка”, “Мы с тобой бестолковые люди┘”, “Забытая деревня”, “Поэт и гражданин”, “Под жестокой рукой человека┘” (из цикла “О погоде”), “Плач детей”, “Умру я скоро. Жалкое наследство┘”, “Элегия. А.Н. Еракову”, “Сеятелям”, “О Муза! я у двери гроба┘” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (“Пролог”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”, “Помещик”, “Крестьянка”, “Пир – на весь мир”).
Н.С. Лесков. Повесть “Очарованный странник”.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (главы: “О корени происхождения глуповцев”, “Опись градоначальникам”, “Органчик”, “Подтверждение покаяния. Заключение”).
Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание”.
Л.Н. Толстой Роман-эпопея “Война и мир”.
А.П. Чехов. Рассказы: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Студент”, “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Пьеса “Вишневый сад”.
Из литературы ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы: “Антоновские яблоки”, “Чаша жизни”, “Легкое дыхание”, “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”. Стихотворения: “Вечер”, “Не устану воспевать вас, звезды!..”, “Последний шмель”.
А.И. Куприн. Повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”.
Л.Н. Андреев. Повесть “Иуда Искариот”.
И.С. Шмелев. Повесть “Лето Господне” (избранные главы).
Избранные стихотворения поэтов серебряного века: И. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб, В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Хлебников, О. Мандельштам, М. Цветаева, И. Северянин.
М. Горький. Пьеса “На дне”.
А.А. Блок. Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы┘”, “Незнакомка”, “Россия”, “На железной дороге”, цикл “На поле Куликовом”, “О, я хочу безумно жить┘”. Поэмы: “Двенадцать”, “Скифы”.
В.В. Маяковский. Стихотворения: “А вы могли бы?”, “Нате!”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Юбилейное”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Поэмы “Облако в штанах”, “Во весь голос”.
С.А. Есенин. Стихотворения: “Не бродить, не мять в кустах багряных┘”, “Русь”, “Письмо матери”, “Спит ковыль. Равнина дорогая┘”, “О красном вечере задумалась дорога┘”, “Запели тесаные дроги┘”, “Мы теперь уходим понемногу┘”, “Сорокоуст”, “Русь Советская”, “Неуютная жидкая лунность”, “Шаганэ, ты моя, Шаганэ…”. Поэмы “Анна Снегина”, “Черный человек”.
А.А. Ахматова. Стихотворения: “Сжала руки под темной вуалью┘”, “Смятение”, “Песня последней встречи”, “Я научилась просто мудро жить┘”, “Мне ни к чему одические рати┘”, “Не с теми я, кто бросил землю┘”, “Приморский сонет”, “Родная земля”, “Муза”. Поэма “Реквием”.
М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” (обзор).
М.А. Булгаков. Романы “Белая гвардия”, “Мастер и Маргарита” (по выбору).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: “Ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать!..”, “Про эти стихи”, “Единственные дни”, “Гамлет”, “Быть знаменитым некрасиво┘”, “Во всем мне хочется дойти до самой сути┘”.
А.П. Платонов. “Котлован”.
А.Т. Твардовский. Стихотворения: “Вся суть в одном-единственном завете┘”, “Памяти матери”, “Я знаю: никакой моей вины┘”, “К обидам горьким собственной персоны┘”.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идет”.
В.М. Шукшин. Рассказы “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”.
В.В. Набоков. Рассказ “Облако, озеро, башня”.
А.И. Солженицын. Повесть “Один день Ивана Денисовича”. Рассказ “Матренин двор”.
Произведения писателей второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Ю. Трифонов, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, В. Быков, В. Кондратьев, В. Тендряков, А.В. Вампилов. (4-5 произведений по выбору).
Произведения поэтов второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Ю. Кузнецов, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава, В. Высоцкий (творчество 3-4 поэтов по выбору).
Литературная критика
В.Г. Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”.
Н.А. Добролюбов “Луч света в “темном царстве” (фрагменты), “Что такое обломовщина?” (фрагменты).
Д.И. Писарев “Базаров”.
Ф.М. Достоевский. “Речь о Пушкине”.
Из зарубежной литературы (избранные произведения)
В. Шекспир. “Гамлет”.
И.-В. Гете. “Фауст” (фрагменты).
Э.-Т.- А.Гофман. “Крошка Цахес”.
О. Бальзак. “Гобсек”.
Б. Шоу. “Пигмалион”.
Г.Уэллс. “Война миров”.
Э.Хемингуэй. “Старик и море”.
Сведения по истории и теории литературы
Художественная литература как род искусства. Образная основа художественного произведения. Единство формы и содержания.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал.
Стадии развития литературы. Основные черты литературных направлений XIХ-XX веков.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой. Биографические сведения (основные факты) о писателях ХIХ-ХХ веков.
Авторский замысел и его воплощение. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла.
Родовые и жанровые особенности произведения. Соотношение прозы и поэзии. Важнейшие аспекты анализа эпического и драматического произведения. Специфика анализа стихотворения (лирический герой, поэтический синтаксис, размер, рифма и др.).
Основные способы выражения авторской позиции. Текст и подтекст.
Тема. Идея. Пафос. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
Вечные образы, “сквозные темы” и мотивы в русской литературе.
Философская основа художественного произведения. Психологизм в литературе.
Сюжет – фабула – обстоятельства – конфликт. Композиция и сюжетосложение. Стадии развития действия. Художественное время и пространство.
Персонаж – герой – характер. Индивидуальный образ – собирательный образ – типический герой. Отношение автора и героя. Система персонажей, соотнесенность образов (антитеза, контраст, сопоставление, герои-двойники). Выбор имени героя. Приемы овеществления, олицетворения, зоологизации. Художественная речь. Средства создания образа героя: портрет, пейзаж, интерьер; авторский комментарий, речевая характеристика (диалог, монолог, внутренняя речь).
Пейзаж и его функции в художественном произведении.
Подробность – деталь – символ.
Виды комического. Гипербола. Гротеск.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Понятие об авторском стиле и поэтике произведения. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Виды тропов и стилистические фигуры.
Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-ХХ вв.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(в национальной школе)
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
– читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;
– характеризовать этапы и факты жизненного и творческого пути писателей;
– получить целостное представление о русской литературе XIX и ХХ веков, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);
– анализировать ключевые проблемы русской литературы, связывать материал литературной классики с современностью, знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;
– раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту;
– характеризовать авторскую позицию в литературном произведении и формулировать ее сущность;
– понимать различные интерпретации произведений русской литературы, осмысливая их с философской и культурологической позиции; многообразие художественных подходов русских писателей к решению сходных проблем;
– научиться писать классные и домашние сочинения по мотивам изученных литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
– осознать национальную специфику произведений русской литературы на уровне бытовых реалий, тематики, проблематики, научиться находить в них черты общности с произведениями родной литературы, понимать русскую литературу как иную, отличную от родной, образно-эстетическую систему;
– осознавать себя носителем своей национальной культуры, способным к диалогическому общению с русской и другими национальными культурами.
Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Литература ХIХ века
И.А.Крылов. Басни, например: “Мартышка и очки”, “Кукушка и петух”.
В.И.Жуковский. “Песня” , “Славянка”, “Замок Смальгольм”.
А.С.Грибоедов. Пьеса “Горе от ума”.
А.С.Пушкин. Стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “Погасло дневное светило”, “К морю”, “Друзьям”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Мадона”, “Безумных лет угасшее веселье…”, “Отцы-пустынники и жены непорочны┘”. Поэма “Медный всадник” (фрагменты). “Повести Белкина” (обзор цикла). Роман “Евгений Онегин”.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: “Дума”, “Выхожу один я на дорогу”, “Три пальмы”, “И скучно, и грустно”, “Когда волнуется желтеющая нива┘”. Роман “Герой нашего времени” (“Княжна Мери”).
Н.В.Гоголь. Поэма “Мертвые души” (главы). “Выбранные места из переписки с друзьями” (фрагменты).
И.А.Гончаров. Роман “Обломов” (фрагменты). Очерки. “Фрегат “Паллада” (фрагменты).
И.С.Тургенев. Роман “Отцы и дети” (главы).
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: “Silentium”, “Эти бедные селенья┘”, “Нам не дано предугадать┘” .
А.А.Фет. Стихотворения: “Шепот, робкое дыханье…”, “Сосны”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”, “На качелях”.
Н.А.Некрасов. Стихотворения: “Влас”, “Размышления у парадного подъезда”, “Я не люблю иронии твоей┘”, “Я за то глубоко презираю себя┘”. Поэмы “Орина, мать солдатская”, “Кому на Руси жить хорошо”.
Н.С.Лесков. Рассказы: “Однодум”, “На краю света” (фрагменты).
М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (фрагменты).
Ф.М.Достоевский. Роман “Преступление и наказание” (фрагменты).
Л.Н.Толстой. Роман-эпопея “Война и мир” (фрагменты). Повесть “Хаджи-Мурат” (фрагменты).
А.П.Чехов. Рассказы: “Дом с мезонином”, “Ионыч”, “Студент”. Пьеса “Вишневый сад”.
Литература ХХ века
И.А.Бунин. Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник”.
А.М.Горький. Пьеса “На дне”.
А.А.Блок. Стихотворения: “Предчувствую тебя. Года проходят мимо”, “Она пришла с мороза┘”, “В ресторане”, “Миры летят. Года летят. Пустая…”, “Грешить бесстыдно, непробудно…”, “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” (цикл “На поле Куликовом”), “Ночь, улица, фонарь, аптека┘”. Поэмы: “Двенадцать”, “Возмездие” (глава 1).
В.В.Маяковский. Стихотворения: “Нате!”, “Скрипка и немножко нервно…”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “О дряни”. Поэма “Во весь голос” (вступление).
С.А.Есенин. Стихотворения: “Письмо матери”, “Русь советская”, “На Кавказе”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ┘”, “Каждый труд благослови удача…”, “Спит ковыль. Равнина дорогая┘”, “Низкий дом с голубыми ставнями”. Поэма “Анна Снегина” (фрагменты).
А.А.Ахматова. Стихотворения: “Нам свежесть слов и чувства простоту┘”, “Синий вечер, ветры кротко стихли┘”, “Мне ни к чему одические рати┘”. Поэма “Реквием” (фрагменты).
М.И.Цветаева. Стихотворения: “Бабушка”, “Кто создан из камня, кто создан из глины┘”, “Цветы растут, как звезды и как розы┘”, “Дон”.
Б.Л.Пастернак. Стихотворения: “Гамлет”, “Гефсиманский сад”, “Поэзия” .
М.А.Булгаков. Романы: “Белая гвардия” (фрагменты) или “Мастер и Маргарита” (фрагменты).
М.А.Шолохов. Роман “Тихий Дон” (фрагменты).
А.П.Платонов. Рассказ “Песчаная учительница. Повесть “Котлован” (фрагменты).
А.Т.Твардовский. Стихотворения: “Я знаю: никакой моей вины┘”, “Памяти матери”, “Вся суть в одном-единственном завете┘”.
В.М.Шукшин. Рассказы “Чудик”, “Срезал”.
А.И.Солженицын. Рассказ “Матренин двор”.
Литература второй половины ХХ века
(обзор с чтением фрагментов 2-3 произведений)
Ф.А.Абрамов. Повесть “Пелагея”.
В.П.Астафьев. Повествование в рассказах “Царь-рыба” (фрагменты). Роман “Печальный детектив” (фрагменты).
В.И.Белов. Повесть “Привычное дело” (фрагменты).
В.В.Быков. Повесть “Обелиск”.
В.Г.Распутин. Повесть “Прощание с Матерой” (фрагменты), “Пожар” (фрагменты.)
А.В.Вампилов. Пьесы “Прошлым летом в Чулимске” (сцены), “Старший сын” (сцены).
В.Ф.Тендряков. Рассказ “Хлеб для собаки”.
Поэзия Б.А.Ахмадулиной, И.А.Бродского, В.С.Высоцкого, Н.М.Рубцова и других.
Литературная критика (обзор)
И.А.Гончаров. “Мильон терзаний”.
Ф.М.Достоевский. “Речь о Пушкине”.
В.Г.Белинский. “Сочинения Александра Пушкина”, Статьи 5, 8, 9 (фрагменты), “Герой нашего времени” М.Лермонтова” (фрагменты).
Н.А.Добролюбов. “Что такое обломовщина?” (фрагменты).
Д.И.Писарев. “Базаров”.
И.Ф.Анненский. “Гончаров и его Обломов”.
Литература народов России (обзор)**
Коста Хетагуров. Стихотворение “Перед памятником”. Поэма “Фатима”.
Габдулла Тукай. Стихотворение “Пушкину”, поэма “Шурале”.
Юрий Рытхэу. Повесть “Когда киты уходят”.
Расул Гамзатов. Стихотворения “Покуда вертится земля”, “Родной язык”, “Берегите друзей”.
Зарубежная литература (обзор)
И.-В.Гете. “Фауст” (фрагменты).
Дж.-Г.Байрон. “Паломничество Чайльд-Гарольда” (фрагменты).
Б.Шоу. “Пигмалион”( сцены).
Б.Брехт. “Матушка Кураж и ее дети” (сцены).
Сведения по истории и теории литературы
Литературный процесс как историческое движение национальных литератур. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы.
Духовно-нравственная, социально-историческая и философская проблематика русской литературы (проблемы добра и зла, преемственности поколений, личность и общество, честь, долг, совесть, природа и человек). Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм, духовно-нравственный потенциал.
Роды и жанры литературы. Литературное произведение: тема, идея, сюжет, композиция. Язык художественного произведения: своеобразие художественного слова, языковые средства поэтической образности, язык повествователя и речь персонажей. Особенности стихотворной речи. Ритм и рифма. Системы стихосложения.
Художественный метод и индивидуальный стиль писателя. Основные черты литературных направлений рубежа ХIХ-ХХ веков: символизм, акмеизм, футуризм. Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова. Биографические сведения (основные факты) о писателях-классиках ХIХ века и выдающихся писателях ХХ века. Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков ХIХ-ХХ веков.
Контактные и типологические связи русской и других национальных литератур.
Комментарии