Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Феномен состоит в том, что рядом с нами уже живут представители «цифровой реальности» – наши дети, которые воспринимают мир по-другому, иначе мыслят, учатся и общаются. И даже если преподаватель является противником использования компьютерных технологий, среди его учеников всегда найдутся те, кому более близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой учителем темы. В каждой школе Тальменского района на сегодняшний день есть компьютеры, но далеко не каждый сельский педагог умеет работать на нем.
В школы поступили электронные издания учебного назначения по различным предметам, однако большинство учителей не представляют, как их использовать. У педагогов появилась потребность как можно скорее овладеть новыми технологиями, несмотря на возраст, образование, стаж работы, категорию. В августе 2003 года в Тальменке при районном информацонно-методическом кабинете был создан муниципальный ресурсный центр дистанционного образования, который дает возможность педагогам, не выезжая за пределы района, повысить квалификацию по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности в любой предметной области, используя научно-методическую информацию из фондов методического хранилища АРЦДО, АКИПКРО, получить консультативно-методическую помощь по вопросам использования современных информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса и в самообразовании. На данный момент в МРЦДО прошли обучение 70 педагогов – это учителя математики (20 человек) и учителя начальных классов (50 человек). Состав участников курсов неоднороден:
Средний возраст – 41 год.
Образование:
– высшее – 60 %,
– среднее специальное – 40 %.
Средний трудовой стаж – 21 год.
Квалификационная категория:
– высшая – 38 %,
– первая – 43 %,
– вторая – 14 %,
– без категории – 5 %.
Учителя понимают, что по мере оснащения школ компьютерной техникой хорошей альтернативой может стать изготовление специальных учебно-популярных слайд-фильмов, компакт-дисков и в особенности компьютерных презентаций, посвященных какой-либо одной или нескольким темам. Именно они наиболее удобное и наглядное средство представления материала. Вероятно, поэтому выпускные работы участники курсов выполняют в виде презентаций, что облегчает защиту проекта. Темы презентаций отражают не только проблемы, которые педагоги хотели бы решить, общаясь и обмениваясь опытом между собой в период прохождения курсов. Это еще и возможность поделиться собственными наработками, творческими находками: «Привитие интереса к математике через урок и внеклассную работу», «Развитие мыслительной деятельности на уроках математики», «Технология работы классного руководителя с родителями», «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», «Развитие памяти младшего школьника как фактор совершенствования личности», «Коррекционно-развивающее обучение младших школьников». Все эти презентации групповые, учителям нравится работать вместе, разрабатывая и воплощая в реальность задуманный проект, когда каждый в группе имеет свою «позицию» и готовит свою часть работы, согласовывая свои действия с остальными членами группы. По мнению учителей, именно такая организация работы наиболее плодотворна и дает результат, а готовые презентации, которые готовятся как методические рекомендации учителям, пополняют методическое хранилище МРЦДО, районного ИМК и используются затем всеми педагогами района.
Приходя на курсы, преподаватели прежде всего ставят цель научиться работать на компьютере, узнать возможности применения его на уроках, в работе классного руководителя, для самообразования. Интересны вопросы, которые задают слушатели себе в ходе курсов: «Смогу ли я научиться?», «Неужели я справлюсь?», «Смогу ли я применять полученные знания?». Но по окончании курсов педагоги преодолевают психологический барьер при работе на компьютере, продолжают его осваивать и использовуют на своих уроках. Это и есть главный результат!
Галина КОСТРУБОВА, заведующая районным информационно-методическим кабинетом; Лариса КУРАСОВА, учитель информатики школы № 2; Сергей ХОРЯКОВ, инспектор Тальменского отдела образования, Тальмень, Алтайский край
Комментарии