Довелось мне тут посмотреть просто замечательный фильм «История рыцаря» (режиссер Брайан Хелджлэнд). Написал слово «замечательный» и задумался: а какой вообще эпитет к нему подходит? Сразу найти сложно, так что пусть пока удет «замечательный».
Сперва определимся с жанром. Я понимаю, когда снимают комедию, причем не важно какой тематики. Средневековье – так средневековье (хотя средневековых комедий мне пока видеть не доводилось, если кто знает – подскажите). Комедия – это значит должно быть смешно. Если же снимают исторический фильм, то в нем должно быть все достаточно серьезно и соответствовать реалиям описываемого времени. В противном случае получается плохой фильм. В свете этого отнести «Историю рыцаря» к чему-либо определенному затруднительно: реалиями не пахнет, но и комедия как-то не шибко сильно выражена, хотя смешно буквально на каждом шагу.
Вначале появляются трое крестьян и прислоненный к дереву их мертвый господин. Эти крестьяне и будут главными героями. Достаточно колоритные типы: толстячок, напоминающий мужичка из рекламы «Ты где был? Пиво пил» (в дальнейшем – Толстяк), рыжий бравый парубок с идиотским «интерфейсом» (Рыжий) и наш Герой – коренастый блондин с благородным лицом и вьющимися волосами до плеч. Господин этой троицы умер в самый неподходящий момент – он почти выиграл поединок, который сулил его голодным слугам обед. Что в таком случае должен делать верный слуга? Никогда не догадаетесь: налететь на труп в доспехах и начать избивать его ногами с криком: «Мы три дня не жрали, сука!». В общем, покумекали наши братки и решили нарядить Героя в латы почившего господина, чтобы тот турнир выиграл.
Картина турнира, огромная массовка дворян и крестьян, ристалище, ездящие туда-сюда рыцари… Что же тут смешного? Музыка! Показаны во всю глотку скандирующие простолюдины, поющие дамы и их кавалеры, простой ратник отстукивает копьем ритм мелодии, даже лошадь галопирует под мелодичный напев. Что же звучит? Догадаться самому невозможно: «We Will Rock You» в исполнении Фредди Меркури. Вы еще сидите? Видать, вы сдержаннее меня – я не смог. Надо сказать, что на протяжении фильма музыка «Queen» доносилась постоянно, это, наверное, самая средневековая мелодия, особенно подходящая для турниров. Жаль только, что не прозвучала «Show Must Go On»…
Естественно, Герой выигрывает поединок. Решает тренироваться, стать рыцарем и зарабатывать много больше. И вот через 5 минут тренировок (монтаж – великая сила!) он уже бредет куда глаза глядят в сопровождении двух Санчо-Панс, правда, без осликов.
На дороге они встречают еще одного клоуна, который становится их попутчиком – Джефри Чосера. Всемирно известный автор «Кентерберийских рассказов» предстает перед нами в не совсем привычном образе – он марширует по дороге в чем мать родила. Может, в этом был какой-то тайный смысл, не знаю, я, во всяком случае, не понял. На вопрос Героя «Что вы здесь делаете?» нудист отвечает очень содержательно (тут вообще все сентенции крайне многозначительны): «Шагаю». Естественно, такого колорита наши друзья не могут не захватить с собой.
Мы видим бесчисленные победы новоиспеченного воина. Но вот появляется главный противник: брюнет граф Адемар с несоразмерными глазами, в породистом лице которого удивительно угадывается Борис Немцов. С этим-то супостатом Герой и будет вести непрекращающуюся (еще часа полтора) борьбу. Конечно, в жизнь нашего Героя на всем скаку врывается любовь. После некоторых перипетий дама сердца соблаговолила пригласить его на бал. Просто сказка о Золушке! Но тут есть две трудности: у храбреца нет одеяния, и он не умеет танцевать. Вопрос решается просто: Толстяк шьет ему тунику, а знакомая девушка-кузнец учит плясать. В итоге на балу парнишка не ударяет в грязь лицом, хотя «костюм» сильно смахивает на пижаму, а в танце его «спасает» дама сердца. Бал напоминает тусовку разодетых тинейджеров на дискотеке. Причем, естественно, под музыку Queen. В таком стиле танцевали в Америке 60-х, а не в Европе XIV века, но это мелочи.
Далее. Девушка-кузнец, изобретатель почище Гаечки из мультика про Чипа и Дейла, сковала Герою новые сверхлегкие (и, конечно, сверхпрочные) доспехи. Как в средневековье проверяли крепость брони? Правильно, раскачивали подвешенную на цепях шпалу (типа железнодорожной) и били по одетому в новый доспех рыцарю. Тот отлетал на пару-тройку метров: если доспех целый – все нормально.
Надо сказать пару слов про избиение героя. Чтобы добиться любви Джоселин (так зовут нашу неприступную красавицу), Герой дает обет проигрывать на турнирах и выпивает полную чашу мазохистского кайфа, когда его месят все, кому не лень. Слуги стоят рядом и любуются на мучения своего «сюзерена», а красотка делает ошеломляющий вывод: «Он любит меня!». Все это, кстати, происходит под аккомпанемент бодренького рок-н-ролльчика Дэвида Боуи.
Кульминация действия – самый главный рыцарский турнир. Дело происходит в Лондоне и называется… The World Championship! Никогда не думал, что подобный термин имеет хоть какую-то соотнесенность со временами рыцарей. Ну ладно, чемпионат так чемпионат… Понятно, что именно здесь противоборство Хорошего Парня и Отпетого Злодея достигнет своего апогея, именно на этом ристалище схлестнутся две силы. Кто победит? По законам жанра должен Добрый, так и происходит, ибо фильм не отступает от зрительских предположений ни на йоту, все запрограммировано.
Естественно, что сразу же состязания не могут начаться. Это же скучно, надо нагнетать атмосферу. Средством этого служит встреча двух заклятых врагов лицом к лицу, которые, сохраняя на лицах улыбки, перекидываются многозначительными фразами. К тому времени злой, противный Адемар подкараулил главного героя и выведал тайну его низкого происхождения. Что же теперь будет? Сердце замирает и трепещет… Пока стоит наш бравый герой в конюшне, девушка-кузнец заканчивает последние приготовления перед триумфальным финальным поединком со Злодеем. Но противный Адемар, естественно, наябедничал куда следует, и Героя вычеркнули изо всех списков, да к тому же еще его ищут охранники, чтобы засадить в темницу. Что делать? Фраза Героя: «Турнир через 5 минут. Я не могу отказаться от поединка! Я ведь рыцарь! Моя гордость – единственное, что они у меня не отнимут!» Патетично, но бессмысленно. Все, включая Джоселин, начинают уговаривать смельчака смотаться, но тот остается непреклонен. Особенным поэтизмом отличился известный английский поэт Чосер: «Всеми кусочками сердца желаю тебе, чтобы ты убежал». Четверо спутников и Герой впереди идут сдаваться (крайне героический поступок!) и напоминают при этом четырех мушкетеров в заключительных кадрах известного русского фильма. Хищный, мерзопакостный Адемар рыщет вокруг и радостно улыбается, торжествует, то бишь. Но этого разбойнику мало: он приходит говорить всякие гадости и пинать связанного Героя в тюрьму – занимается он этим, надо сказать, от души… А каким образом он вообще в темницу проник? Что-то тут нечисто.
Героя хотят подвергнуть казни, заковывают в колодки, толпа улюлюкает, и даже словоблудие Чосера не помогает, что само по себе странно. Спасает положение не кто иной, как король Эдвард, которому как-то в середине фильма наш бравый воин оказал почтение. Ошалевшего от такого везения паренька расковывают и по-быстрому посвящают в рыцари. Да-да, медлить нельзя, надо на турнир поспеть, иначе за оставшиеся 10 минут фильма мы не успеем наказать злобного Адемара.
И вот финальный поединок. Надо отдать должное: с кинематографической точки зрения схватка сделана просто великолепно. Замедленная съемка, тяжеловооруженные несущиеся кони, удачные положения камер – все замечательно! Но это впечатление меняет очередной казус: в Героя попало копье супостата и сломалось. Причем наконечник сантиметров на 20 торчит из плеча! Странные вещи творятся на белом свете – никаких следов крови на обломке не наблюдается, из раны тоже ничего не хлещет, хотя пробоина порядочная. Прямо какой-то киборг-терминатор! Но не тут-то было, видимо, Герой чувствует себя нелучшим образом и по дороге к врагу просто роняет копье. Больно, наверное. Но поединок не окончен. Герой снимает с себя все доспехи, оставаясь в одной рубашке (так легче дышать). Ему привязывают к руке копье, которое сам он держать не может. Минута трагическая и напряженная одновременно. Последняя схватка. Происходит ЧУДО ИЗ ЧУДЕС (естественно, по-другому никак): паренек с покалеченной рукой, еле сидящий на лошади, одетый в развевающуюся по ветру рубашку, бодренько вышибает из седла тяжелоармированного рыцаря. Историков, реалистов и прочих зануд прошу помолчать!
Итак, подведем итоги. Я не старался изобличить фильм «История рыцаря» в несерьезности, несоответствии историческим реалиям – это было бы даже смешно. Перед нами неплохой детский фильм, который мог бы вполне пленить сердце 10-13-летнего мальчика-подростка. Фильм, несомненно, добрый, что уже само по себе немаловажно. Наверное, даже с определенной натяжкой его можно поместить в разряд «семейного кино» или «несуразных комедий».
Дело в другом. Весь Петербург был завешен рекламой этого «шедевра». В метро прочитал сопутствующий названию слоган: «Он покорит ваши сердца». В другом месте оказалось, что у фильма «чрезвычайно оригинальный саундтрек». Совершенно очевидно, что делается очередной маленький культик из рядовой голливудской поделки. Ну сколько же можно? Это какая-то потрясающая бесхребетность, умение поедать все без разбора. Когда-то мы хоть поймем, что мы «употребляем» или вечно будем умиляться очередному идиотизму, поданному под очередным «блокбастерским соусом»? Или всегда будет как по Макаревичу: «Нам не сладок бисквит, мы горды от мякинного хлеба»?
Санкт-Петербург
Комментарии