Указом Президента РФ установлен День среднего профессионального образования, который будет отмечаться 2 октября.
По данным Минпросвещения России, за последние шесть лет прием на программы СПО увеличился более чем на половину – на 54%. Сегодня в колледжи и техникумы поступают 60% выпускников 9‑х классов и 30% одиннадцатиклассников.
Об уровне подготовки рабочих кадров, о том, с какими проблемами на современном этапе сталкивается система СПО, какие вызовы перед ней стоят, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Уровень подготовки кадров в СПО растет. Этому способствуют программы материального оснащения, создания лабораторий, обновление наименований и содержания квалификаций, переподготовка преподавателей. По данным НИУ ВШЭ за 2020 год, 57% выпускников СПО считают уровень знаний и навыков на текущей работе достаточным, 22% – недостаточным, а 21% – избыточным. Чаще всего выпускники говорят о неумении вести переговоры, брать на себя ответственность, об отсутствии способности к сотрудничеству, способности работать в режиме многозадачности, стрессоустойчивости.
Ключевая проблема здесь – методика преподавания и недостаток реальных задач. Образовательная модель колледжа не всегда предполагает включение студентов в проекты партнеров. Проще тем, кто начинает работать по специальности уже в ходе учебы, опыт подработки есть у 59% студентов. Треть выпускников устраиваются на первую работу в течение месяца после выпуска, кто-то даже открывает свое дело. Но многое зависит от направления подготовки. Эксперты РАНХиГС в 2021 году выявили стопроцентное трудоустройство станочников широкого профиля и специалистов по производству и обслуживанию авиатехники. Электромонтажники трудоустроены на 80%, графические дизайнеры – на 75%. Хуже дела у машинистов крана, они оказались не востребованы на рынке труда в трех регионах. Но это проблема не качества подготовки, а отсутствия прогноза.
Роман ГОЛУБЕВ, министр образования и спорта Республики Карелия:
– Правительство Карелии серьезное внимание уделяет вопросу преодоления дефицита рабочих кадров и повышения качества профобразования за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Это возможно только в тесном взаимодействии государства с работодателями, бизнес-сообществом и образовательными организациями.
Для улучшения материально-технической базы колледжей и техникумов Республика Карелия активно участвует в конкурсных отборах на предоставление федеральных субсидий и грантов.
К 2021 году в нашей республике уже созданы 34 мастерские, в том числе 17 за счет федеральных средств. В июле 2021 года Карелия прошла отбор на предоставление в 2022-2024 годах федеральной субсидии на оснащение 30 новых мастерских, 12 из которых будут оборудованы в 2022 году в соответствии с требованиями WorldSkills Russia. Открытие современных мастерских в колледжах и техникумах региона позволяет делать практику студентов максимально приближенной к реальной работе.
Кроме того, мы прошли отбор и получили федеральную субсидию в размере 21 млн рублей на открытие центра опережающей профессиональной подготовки. Также из бюджета республики выделили 15 млн рублей на ремонт помещений под центр. Сейчас мы заканчиваем работу по его созданию на базе Петрозаводского автотранспортного техникума. Открытие запланировано на 1 сентября 2022 года.
Еще один из флагманских всероссийских проектов – программа «Профессионалитет». В марте 2022 года мы успешно прошли конкурсный отбор на федеральную субсидию по этому проекту.
Арктический образовательно-производственный кластер создадут в городе Сегеже на базе Северного колледжа. Опорным работодателем учреждения станет Сегежский ЦБК – один из лидеров по производству мешочной бумаги.
Образовательно-производственный кластер Республики Карелия «САМПО» создадут в Петрозаводске на базе автотранспортного техникума. Опорным работодателем учреждения станет Онежский судостроительно-судоремонтный завод, на котором ведется строительство первой в России цифровой верфи.
Обучающиеся по программам «Профессионалитета» смогут получить рабочую специальность в короткие сроки, получить релевантный профессии опыт на производствах, что гарантирует их дальнейшее трудоустройство.
Сергей КУРОПАТИН, председатель Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников СПО Общероссийского профсоюза образования, председатель профсоюзной организации Брянского профессионально-педагогического колледжа:
– Уровень подготовки кадров в системе СПО растет через внедрение демонстрационного экзамена и актуализированных стандартов, через взаимодействие с отраслевыми предприятиями, через укрепление материально-технической базы при грантовой поддержке государства.
Есть и проблемы. Например, современное оборудование получают, как правило, ведущие колледжи в регионах. Надеемся, что придет время, и все техникумы и колледжи будут оснащены по последнему слову техники. Наш Координационный совет, созданный при Профсоюзе образования, на совместных совещаниях с представителями Минпросвещения предлагал рассмотреть возможность проведения отдельного конкурса на получение грантовой поддержки для колледжей малых городов.
Еще одна проблема – нехватка педагогов-специалистов, ведущих предметы профессионального цикла, ведь педагогические вузы их не готовят, а привлечь хорошего специалиста к преподаванию затруднительно при такой зарплате. Отсюда вытекает следующая проблема, которую постоянно озвучивает профсоюз, – низкая заработная плата. Если и есть высокая зарплата, то она достигается за счет высокой интенсификации труда преподавателей.
Главный вызов, который стоит перед системой СПО, – это подготовка специалистов, готовых работать в динамично меняющихся производственных процессах. А это решается через повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Мы очень рады, что в системе СПО год назад зародился Всероссийский конкурс «Мастер года».
Александр МЕЛЬНИКОВ, главный редактор интернет-издания «Профобразование»:
– Одной из проблем системы СПО является несоответствие навыков выпускников ссузов запросам работодателей. Выпускники смогут быстрее адаптироваться на предприятии, если учебные заведения и работодатели будут вместе определять, какие компетенции нужны будущим работникам.
Федеральная программа «Профессионалитет», реализация которой началась в этом году, во многом поможет решить данную проблему. Для успешного развития СПО необходимо совместное участие в образовательных проектах работодателей и государства, как это было в период СССР.
Не менее существенная проблема – переподготовка преподавательского состава учебных заведений. Потребуется масштабная переквалификация преподавателей, которые будут готовить студентов с учетом современных требований.
Наталья В., мастер производственного обучения в колледже, Нижний Новгород:
– Проблем в СПО очень много. Первая и, на мой взгляд, глобальная – очень низкая школьная подготовка тех, кто к нам приходит. Ни физики не знают, ни химии, ни математики – ничего, что нужно, например, в нашей специальности (я преподаю электрогазосварку). Но и будущим кулинарам все это нужно! Они не могут даже пропорцию составить при приготовлении блюда. А ведь это азы! И вот мы на каждом отделении стараемся научить тому, что не дала школа. Мы не можем, как учителя, закрывать глаза на неумение и незнание. Как этот студент потом будет работать, как вообще его допустить до сварки, например, мостовых пролетов? Ведь все развалится!
Вторая проблема (тоже очень серьезная) – слабая оснащенность производственной базы. Аппаратов мало, они старые, изношенные, все оборудование вчерашнего дня.
Третья проблема – выпускникам очень сложно трудоустроиться. Без опыта не берут, а где его получить? Правда, в последние годы появились крупные предприятия, которые берут у нас лучших выпускников и переучивают их прямо у себя. Но средним и худшим деваться некуда.
Дарья К., студентка 2‑го курса колледжа, Великий Новгород:
– Для системы СПО, как я понимаю, вообще специально кадры нигде не готовят. Наших преподавателей либо учили в институтах работать со школьниками, а не со взрослыми людьми, либо у них вообще нет полноценного педагогического образования. Но парадокс в том, что при этом у нас нет плохих преподавателей. Мне кажется, в колледжах наставники душевнее и ближе к студентам. Возможно, это потому, что в каждом колледже учат реальным конкретным практическим навыкам, и эта четкая цель сближает студентов и преподавателей. Среди проблем СПО я бы назвала вопрос предоставления жилья на период обучения студентам-заочникам. Это очень злободневно не только для колледжей, но и для вузов, потому что отсутствие жилья отпугивает потенциальных абитуриентов из других городов.
Комментарии