search
main
0

Среднее и высшее. Не рядом, а вместе

Новгородский классический университет имени Ярослава Мудрого был одним из первых в России, кто решился пойти на интеграцию высшего и среднего специального образования. Стоила ли игра свеч, какие преимущества имеет такое объединение, каких положительных результатов позволяет достичь – об этом и о многом другом рассказал президент университета Анатолий ГАВРИКОВ.

– Анатолий Леонидович, когда и почему в Новгороде началось объединение двух ступеней образования?

– Сначала в 1993 году на основе объединения двух вузов – педагогического и политехнического – был создан единый университет. Сейчас в структуре многопрофильного университета уже шесть институтов: медицинский, гуманитарный, экономики и управления, электронных и информационных систем, непрерывного педагогического образования, сельского хозяйства и природных ресурсов. Политехнический институт к моменту объединения в университет имел в своем составе колледж. Этот опыт достался университету, который позже принял в свою структуру еще несколько колледжей – медицинский, педагогический и другие. После того как мы это сделали, были проведены реструктуризация и выведение внутренней структуры на потребности современного периода.

– Означает ли это, что вы сокращали колледжи под предлогом их несоответствия потребностям времени?

– Нет, не сокращали. Мы объединяли однородные виды подготовки, формировали их по направлениям. В итоге у нас сегодня пять колледжей, которые имеют свою группу специальностей: политехнический, экономики и права, медицинский, педагогический, Старорусский политехнический с правами филиала.

– Колледжи – самостоятельные юридические лица или структурные подразделения?

– Юридическое лицо у нас одно – университет. Колледжи входят в объединение как структурные единицы университета. Их права защищены положениями, у каждого из них есть директор, избираемый на большом совете университета.

– Анатолий Леонидович, а зачем нужны колледжи? Вы занимаетесь высшим образованием, а тут появились еще пять как бы сторонних структур?

– Дело в том, что интеграционная многоуровневая идея была изначально основной и теоретически, и практически. К ней мы стремились, поскольку имели такой опыт взаимодействия еще в политехническом вузе, для того чтобы прочертить непрерывные образовательные траектории для обучающихся, начиная аж со школьной скамьи. Сегодня мы имеем согласованные программы, сопряженные учебные планы и действуем с таким расчетом, чтобы 30% выпускников колледжей в соответствии с закрепленным положением переводились на обучение в университет.

– Иными словами, выпускник колледжа может сразу поступить на второй-третий курсы?

– Да, но все зависит от специальности, которую он выберет, потому что в зависимости от этого будет выстроена траектория обучения. Там, где программа позволяет, например, на педагогических направлениях, мы можем принять выпускника колледжа даже на третий курс. На других направлениях прием может быть осуществлен только на второй курс. Кроме того, выпускники колледжей имеют вполне полноценные дипломы о среднем профессиональном образовании, могут пойти работать, а могут и поступить на общих основаниях на программы высшего образования. Так что в этом плане у нас уже накоплен хороший опыт. А сложные проблемы нам помогает решать методический центр Федерального агентства по образованию.

– Одной из серьезных проблем считается переход на многоуровневую систему высшего образования. Что вам придется менять в вашем объединении вуз-ссуз при введении бакалавриата и магистратуры? И считаете ли возможным организацию технического бакалавриата на базе среднего профобразования?

– У нас, как и во многих российских вузах, уже более десяти лет – с 1993 года – развиваются бакалавриат и магистратура, хотя доминирует, конечно, специалитет. Скажем, у нас 70 специальностей высшего образования, 10 направлений бакалавриата и 7 магистерских программ. В ближайшее время мы хотим расширить спектр направлений. Что касается СПО, то все ведь зависит от того, каков уровень среднего профобразования. Лично я считаю это предложение ошибкой: выпускников колледжа нельзя считать бакалаврами, хотя мы знаем стремление многих ссузов выйти на уровень подготовки таких выпускников. Это принципиально неверно, потому что бакалавриат все же программа высшего образования. Это и соответствующие кадры, это и научное сопровождение учебного процесса, и многое другое. В рамках такого интегрированного университета, как наш, можно реализовать любые формы обучения, потому что у нас есть профессора, работающие в колледжах и обеспечивающие выполнение сопряженных с кафедрами учебных планов, у нас есть научная работа, в которой принимают участие все преподаватели. И тем не менее мы не говорим о том, что наши колледжи готовы выпускать специалистов на уровне бакалавров. Нет, конечно, но быть в рамках сопряженной подготовки они обязаны. Поэтому у них уровень подготовки оказывается существенно выше, чем в других ссузах.

– Если вы взяли выпускника колледжа на третий курс, а обучение по программе бакалавриата рассчитано на четыре года, то сумеете ли вы за оставшиеся полтора года «дотянуть» студента до такого уровня?

– При условии, что будем рассматривать свою деятельность в рамках не только четырехлетнего учебного плана, а всей непрерывной траектории обучения. С учетом того, что будущий бакалавр приходит в колледж на базе 9 или 11 классов. То есть мы должны вносить изменения и туда. До сих пор, честно скажу, у нас такого рода проблемы были, по той простой причине, что нам говорили: «Извините, но вне университета есть просто учреждения СПО, у них есть стандарты и будьте добры обеспечить их выполнение». Мы отвечали, что, конечно, обеспечим, но только за счет того, что где-то повысим уровень интенсивности обучения, где-то расширим объем самостоятельной работы учащихся. Хуже, если у нас не будет этой первой, начальной ступени. Тогда, взяв кого-то на вторую-третью, мы точно не справимся.

– Какие изменения вы планируете в дальнейшем?

– Уже сейчас мы активно работаем с зарубежными вузами, готовясь к взаимодействию в рамках Болонского процесса, занимаемся разработкой прототипов стандартов по содержанию бакалаврских и магистерских программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте