search
main
0

Среди совсем иных миров

Новая жизнь коммунарского движения началась в Архангельске. Ее первотолчком стала межрегиональная конференция Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра”.

На рубеже веков, в начале нового тысячелетия, человечество, страны, нации начинают великий переучет собственных ценностей, перетряхивая прожитое и нажитое, оценивая, чему объявить “новую жизнь”, а что оставить в бабушкиных сундуках, а то и вовсе выкинуть на “помойку истории”.
Для России этот всеобщий процесс проходит особенно остро: временной календарный сдвиг практически совпал с глобальными потрясениями самой гущи народной жизни: сменой не просто политического режима, а всего социально-экономического уклада жизни страны. И – сломом, переломом, пересмотром (это уж как у кого получается) глубинных духовных основ бытия.
Какая же, скажете, после этого “новая жизнь” у движения, замешенного именно на этих “старых” духовных основах? Бескорыстия, альтруизма, коллективизма, духа высоких идеалов, повышенного чувства гражданственности? Ну и прочем “совке”.
И откуда же и вправду мощная, мажорная энергетика, с первых же минут воцарившаяся среди участников конференции? Нет, не в том дело, что это была “встреча друзей”, как обычно бывает на коммунарских сборах, семинарах, конференциях. “Стариков”, т.е. “классических” коммунаров, спаянных друг с другом десятилетиями дружбы, кстати, среди делегаций Архангельской, Воронежской, Ивановской, Ленинградской, Мурманской, Рязанской, Самарской, Тюменской областей практически не было (за исключением разве что самого Архангельска, Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга). Организаторы конференции: администрация Архангельской области, Министерство образования Российской Федерации, мэрии г.г. Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Архангельский городской штаб школьников.
Забегая вперед, скажу свой однозначный вывод: и общий мажор, и второе дыхание у “стариков” , и окрыленность “неофитов” коммунарства проистекают из простого, но необходимого человеку, как воздух, чувства: четкого ощущения своей востребованности. Новой востребованности в новых реалиях новой России. И это было удивительно. Как потрясенно призналась мне в итоге Татьяна Рыбакина, зам.директора по воспитательной работе 22-й школы Самары: “Нет, мы – не вымирающие!..” Сама Татьяна – из среднего поколения сорокалетних, “окоммунарилась” лет десять назад, побывав в школе Караковского на сборе, с тех пор провела уже семнадцать коммунарских сборов.
Что же случилось? Что, опять какая-то новая “новая Россия”? Ведь всем объяснили: капитализм на дворе! Неужто “коммуняки” возвращаются?
Нет, дело не в “откате”, “возврате”, “ностальгии по старым временам” и уж тем более не в “реванше”. (Кстати, коммунары никогда не были ортодоксами-“коммуняками”, многие даже не были членами партии. Коммунистический идеал – да, он был с нами и в нас (я говорю сейчас о старших, о ровесниках – пятидесятилетних) как идеал братства людей, но и “либеральных ценностей” в нас было не меньше. И уж, конечно, демократизма, свободы, творчества, инициативы, которые вовсе не так уж накрепко связаны с индивидуализмом, как кажется догматикам от либерализма).
Так в чем же дело?
…Простите, но без лирико-философских вкраплений мне об этой конференции рассказать просто невозможно.
Вдруг заметила: что-то практически выветрилось из печати презрительное или самоуничижительное словечко “совок”. Оторопела: даже в очень либерально-продвинутой газете вдруг наталкиваюсь – в рассказе о нашем корреспонденте в Вашингтоне, кинувшемся 11 сентября спасать людей, – на простой и гордый вывод о том, что он – “советский человек, для которого “я” всегда значит чуть меньше, чем “мы”. Приехали?
В общем-то, так. Точнее сказать: вернулись, возвращаемся… Откуда и куда? Да просто – в Россию. Не в советскую, не в постсоветскую, не в капиталистическую, не в олигархическую, а в ПРОСТО РОССИЮ. Или такой не бывает? И меня, как прежде коммунаров, педагогов-новаторов и пишущих о них журналистов, обвиняли в “абстрактном гуманизме” (в отличие от гуманизма “с классовым подходом”), теперь можно обвинить в “абстрактном патриотизме”?
Но для меня лично “просто Россия” – значит Россия, вобравшая в себя лучшее не только из мирового опыта, но, главное, из всех своих собственных этапов и эпох – в том числе и советской. Наверное, десять последних лет метаний, тупиков и хаоса в жизни и в умах были достаточной дистанцией, чтобы теперь уже спокойно, без истерики (коммунистической или антикоммунистической) такой переучет ценностей произвести. И еще…
Многие утверждают, что новый век, новое тысячелетие, новая мировая эпоха началась не 1 января 2000 года, а 11 сентября 2001 года. И не в том только дело, что для всего мира четко обозначился новый общий враг – международный терроризм.
Что-то случилось со всеми нами именно из-за того, что взрывы кошмарные разразились в самом сердце Америки, великой Америки…
Я пыталась разобраться во всем этом и в себе, пока везла цветы по дождливой Москве к американскому посольству. Я всегда любила Америку, хотя никогда и мысли не приходило туда уехать. Любила, как и все мои друзья, ровесники по юности конца 60-х, не за какой-то там особенный “образ жизни” – нет, я любила и люблю Америку Рокуэлла Кента, Эндрью Уайеса, Пита Сигера, джаза, джинсов, хиппи, прерий и прочей романтики. Но, конечно, чисто стихийно и во мне сложился образ некой страны, если не эталона, то чего-то “лучшего”, чем Россия. Наверное, надо было просто ПОЖАЛЕТЬ Америку, чтобы продолжать ее любить уже как-то по-новому, более человечно, братски.
…Это ведь мы все в какой-то степени взорвались в те страшные дни и взлетели на воздух вместе с небоскребами и тысячами реальных жертв. То есть взорвались наши души, в том числе и наши мифы, иллюзии… Взорвался и взлетел на воздух образ-миф неуязвимой эталонной Америки, да и Бог с ним, все мифы рано или поздно взрываются, но как горько, что почти неизбежно в человечестве цена этой трезвости каждый раз – кровь.
Ну вот, я так чувствую это: мы взорвались, взлетели на воздух, но, в отличие от реальных жертв, мы вернулись на землю. Для большинства россиян этой встряской, по-моему, окончилось десятилетнее пребывание в некой ирреальности, бездне с массой иллюзорных ориентиров – пребывание как бы в эмиграции, пусть и внутренней, а не географической. “Приземлились” мы в России.
Вот такой вот, простите, длинный и совершенно ненаучный мой поиск ответа, откуда же взялось у нас в Архангельске, на Русском Севере, это острое чувство новой востребованности “старых” российских ценностей духовности, патриотизма, так емко и мощно выраженных именно в коммунарском движении, коммунарской методике воспитания?
Отрадно, конечно, что воспитание все больше выходит из тени почти задавившего его в последние годы “чистого” обучения, хоть реформаторы школы “первой демократической волны” пытались объяснять, что “образование”, полностью заместившее, поглотившее в их документах и разработках “воспитание”, следует понимать широко, как создание “образа” человека – ну и прочие премудрости, не прижившиеся по простоте душевной в головах учительских масс и чиновников. И потому собственно воспитание вытеснено было в головах этих “масс” куда-то то ли в “дополнительное образование”, то ли в семью, то ли в “общество в целом”… Добавьте к этому “обвал” детских и юношеских организаций, дискредитацию самого понятия “коллектив”… И как следствие этого, а не только “новых экономических реалий” – рост юношеских банд и группировок (свято место пусто не бывает), потерянность, де-социализация большинства “нормальных” детей (далее по списку…).
Тогда вы, может, разделите мою радость и радость участников, организаторов конференции: статус воспитания восстанавливается, на секциях, на экспериментальных площадках засверкало целое созвездие именно воспитательных авторских программ классных руководителей, учителей-предметников, директоров и их заместителей по воспитательной работе школ, училищ, лицеев, лидеров внешкольных ребячьих объединений Архангельской области. В основе их всех – методика коллективного творческого воспитания, разработанная нашим великим отечественным педагогом и ученым Игорем Петровичем Ивановым.
Удивителен сам факт: коммунарство с архангельской земли вообще не исчезало все эти годы. То ли дело в самой энергетике поморской земли с ее здоровым консерватизмом, то ли в непонятном феномене живучести Архангельского городского штаба школьников – главного “рассадника” коммунарства вот уже 40 лет подряд в школы и штабы области, во властные структуры, в пединституты, местный университет, общественные объединения.
Глава областной администрации Анатолий Андреевич Ефремов в своем приветствии участникам конференции вдруг с воодушевлением произнес коммунарский девиз: “Наша цель – счастье людей, мы победим, иначе быть не может!” Подчеркнув, что конференция – настоящий праздник коммунарского движения и такого аншлага актовый зал администрации еще не знал.
А вечером на следующий день, подводя итоги, директор областного Департамента образования Алексей Петрович Таран удовлетворенно назвал конференцию “коллективным творческим делом педагогов, ученых и представителей власти, которое явно удалось”.
А ведь именно с чиновниками коммунары десятилетиями никак не могли найти общий язык.
Конференция стала своеобразным “бенефисом” для Владимира Анатольевича Сотрудинова – создателя Архангельского штаба школьников имени Гайдара. А его ученик и соратник Владимир Николаевич Дурнев руководит штабом уже более двух десятилетий.
Пожалуй, ключевым докладом стало выступление кандидата педагогических наук Владимира Абрамовича Караковского – самого жизнестойкого коммунарского директора школы в стране. (С 60-х годов он возглавлял знаменитую 1-ю школу в Челябинске и вот уже 25 лет – еще более знаменитую 825-ю школу в Москве):
– Несчетное количество раз я присутствовал на различных педагогических конференциях, но ни разу не видел и не слышал, чтобы глава области, администрации говорил коммунарские слова (смех, аплодисменты в зале. – О.М.). Значит, что-то происходит не только внутри коммунарства, но и вокруг, в людях, в стране. Поэтому для меня сегодняшняя конференция – явление знаковое, знамение времени.
К сожалению, в условиях резкого социального расслоения, небывалой разнородности нашего общества нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным успехом и благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, резко усилились эгоистические тенденции.
Что ж, у школы всегда были непростые отношения с действительностью. Многие педагогические постулаты противоречили объективной реальности, точнее, эта самая реальность не помещалась в круг норм и ценностей, исповедуемых учителем. И это всегда вызывало шквал критики в адрес школы за ее “отрыв от жизни”. Многие требовали, чтобы в школе было все, как в жизни, в ее зеркальном отражении.
Но не важнее ли сегодня сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий и тем не менее не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать в себе лучшие потенции?
И тут выход один: самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может оказаться “инобытием”. Но вообще-то неверно думать, что вся молодежь оболванена современной массовой культурой, построенной по модели наркотизированного сознания. Многие дети испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания, мечты.
Да, школа в своей гуманистической системе неизбежно будет создавать некую педагогическую утопию, в которой дети тем не менее испытывают реальные ощущения реальной жизни. Меня хорошо поймут те, кому хоть раз довелось проводить с детьми коммунарские сборы.
…Согласна с Караковским: в том-то и дело, что на сборах эта “другая реальность” полностью рукотворна, она живая, очеловеченная, в отличие от виртуальной. И ее создают по законам вдохновения и коллективного творчества сами ребята в содружестве со взрослыми.
Но обсуждаемая методика не случайно ведь называлась самим Ивановым ПЕДАГОГИКОЙ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.
Об этом неустанно говорила на конференции Надежда Павловна Царева, ученица и соратница Игоря Петровича Иванова: для него самого творчество никогда не было самоцелью и созданная им теория шире и емче.
Что ж, методика и теория Иванова, как действительно гениальное открытие в педагогике, нуждается и в восприятии подлинно научном, т.е. во всей ее глубине и емкости. А для этого, кроме всего, крайне необходимо создание единого научно-практического центра по изучению и освоению наследия И.П.Иванова в Санкт-Петербурге, что и решено было записать в итоговом документе конференции.
А может быть, кроме Архангельской области где-то в регионах тоже рождается система жизни и воспроизводства коммунарства либо потребность в этом не только у отдельных школ или клубов, но и среди местных ученых, во властных структурах?
…Тогда я буду счастлива получить очередное приглашение и рассказать о следующей межрегиональной (а лучше бы Всероссийской) конференции по коммунарскому движению. Буду ждать!

Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте