Общение с себе подобными свойственно всем нормальным людям. Согласно социологическим опросам 85% детей называют именно общение со сверстниками основной причиной, по которой они ходят в школу. Интересно, проводились ли подобные опросы среди учителей?
Вряд ли кто станет спорить с тем, что коммуникативный подход является одним из основных принципов преподавания любого предмета. Учительская – место, где на переменах и во время «окон» или между сменами встречаются коллеги. Беседуют, невзирая на различный возраст, преподаваемые предметы, ступень обучения. Здесь можно узнать все новости, спросить совета, поделиться расстройством и найти поддержку. Или просто вместе попить чаю, перекусить наскоро. Звонок – все разом встают и расходятся по кабинетам. Предметы и классы разные, режим общий. От звонка до звонка, с утра до ночи на арене, а на следующий день снова в бой.
Победители конкурса «Учитель года» любого уровня – особый отряд. Если они есть в школе, большинство членов коллектива радуются за них, расспрашивают, кто-то черпает для себя много полезного и решает принять участие в следующем конкурсе. Конечно, есть те, кто завидует, но их меньшинство. Общее впечатление практически всех участников, с кем мне приходилось общаться, когда я сама проходила различные конкурсы, беседовала с победителями, брала интервью: в любом соревновании вы оказываетесь среди себе подобных. Интересно, что такими же словами определяли свои впечатления школьники – участники всероссийских олимпиад и конференций. Достигнув высокого уровня, и взрослые, и дети понимают, что здесь они равны, у каждого есть шансы на победу. Взаимная поддержка, желание послушать других и рассказать о себе свойствены всем конкурсантам.
Участвуя в любом конкурсе, выступая на конференциях в родной стране и за рубежом, мы стараемся как можно больше узнать, успеть послушать тех, чьи темы нас интересуют, и достойно представить свой регион, страну. Хочется использовать недолгий срок проведения мероприятия в полную меру, поэтому, по моему опыту, особенно спать и тем более отдыхать не приходится. Каждый день, едва закончится официальная программа, люди спонтанно объединяются в группы, подходят друг к другу, проводят вместе вечера. Обмен опытом не прекращается.
Участвуя много лет в конкурсах, конференциях и проектах, я всегда стремилась как можно больше узнать, записать, собрать материалы, как и все остальные участники. Потом рассказывала в своей школе коллегам, включала информацию в свои курсы повышения квалификации для педагогов области, представляла различные новейшие технологии на методических школах, проводила мастер-классы. Конечно, писала о разных интересных событиях. Желание делиться, по-моему, свойственно не только победителям конкурсов, но и всем опытным педагогам. Не каждый учитель со стажем способен воспринять новое, с чем тоже приходится сталкиваться. Иногда и молодые не стремятся повысить свой уровень знаний. «И кому это надо, и зачем это надо?» – спрашивала регулярно завуч, сама никогда ни в чем не участвовавшая. Таким ничего не объяснишь и не докажешь. «Почему тебе дали премию, а мне нет? Я же пишу каллиграфически!» – так меня приветствовал учитель после того, как я получила 10 тысяч рублей президентской премии. Но конкурс-то был объявлен на владение новейшими технологиями, ИКТ. Каллиграфический почерк, увы, тут не являлся главным требованием, иначе я бы точно ничего не получила. А вот умение использовать на уроке информационно-коммуникационные технологии, привлечь учащихся к участию в международных проектах, так же как и публикации по теме, повлияли на решение комиссии по присуждению премии.
Один из пунктов выступлений и разъяснений, тренировки молодых коллег, подготовки их к конкурсам прост: если вы решили принять в чем-то участие, вышли за рамки школы, будьте готовы к любому решению жюри. Не забывайте, что вы имеете право задавать вопросы. Когда я на первом этапе городского конкурса набрала немного меньше баллов, чем моя молодая коллега с пятилетним стажем, я спросила, чего мне не хватило. Оказалось, оформления. Приняла к сведению, внесла поправки, на следующий этап подала свои разработки в другом, более понятном, формате и победила в номинации.
Слушая сегодня ответы молодых победителей регионального этапа конкурса «Учитель года», я испытываю большую радость от общения с ними. Многие задают вопросы мне как более опытному педагогу. А у меня в душе каждый раз остается теплое чувство. В нашей педагогической среде есть творческая и ищущая молодежь, это открытые всему новому люди, имеющие прекрасный контакт с учащимися. Все называют своих коллег, учителей, сотрудников институтов развития образования, семью и друзей, благодарны им за поддержку. И все готовы поделиться наработанным, передать свой опыт другим, продолжить собственный поиск.
Конкурс «Учитель года» ежегодный, а это значит, что каждый год в стране становится на несколько десятков больше в основном молодых победителей, которые хотят продолжать свою работу, нести разумное, доброе, вечное. Важно, что все они принадлежат к виду «человек общительный» (Homo communicatus). Интервью с ними стало хорошей традицией в «Учительской газете». Возможно, стоит включить в список задаваемых вопросов и такой: «А не хотите ли вы написать статью, представить новую методическую разработку, обсудить проблемы образования?» Ведь творческая молодежь в педагогике – это будущее наших школ, наших детей.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии