«Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире». Эти слова Президента РФ Дмитрия Медведева, изложенные в Послании Федеральному Собранию, определяют основные направления новой политической стратегии.
На протяжении многих лет Москва по праву считалась лидером в области информатизации преподавательской и управленческой деятельности. Благодаря комплексному подходу к решению задач модернизации образования были сделаны уверенные шаги в области реализации стратегии развития информационного общества. Опыт создания в системе образования Москвы на базе Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы городского ресурсного центра, аккумулирующего функции планирования, функционирования, технологической поддержки и развития системы информатизации региона, показал и доказал эффективность создания опорной структуры для поддержки процесса информатизации. Городской ресурсный центр стал генератором многих инновационных проектов в системе столичного образования. Сейчас в системе образования столицы создана развитая инфраструктура, позволяющая обеспечивать функционирование единого информационного образовательного пространства.На сегодняшний день в Москве 70 процентов общеобразовательных учреждений и 100 процентов учреждений профессионального образования имеют сайты с различной степенью функциональности и информационного наполнения. Очередная задача заключается в переходе от элементарных страниц с краткими сведениями об учреждении к современным полнофункциональным сайтам. Полноценные интернет-представительства школы, ссуза, вуза должны включать как открытую публичную часть, так и закрытую, которую каждое учреждение может использовать для различных целей, предоставления доступа к информации для учеников, родителей, учителей и так далее.Во всех образовательных учреждениях среднего и профессионального образования внедрены системы электронного управления. Теперь, учитывая требования распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р о переходе на предоставление услуг в электронном виде, на первый план выходит задача внедрения электронных журналов и дневников.Помимо инфраструктурной составляющей единая информационная среда московского образования включает в себя более 10 действующих информационных систем. Среди наиболее известных – «Карта учащегося», Межведомственная информационная система по учету детей, Автоматизированная информационная система «Комплектование дошкольных образовательных учреждений», Информационная система поддержки образовательного процесса и другие.Инновационный проект «Карта учащегося» обеспечивает учеников различными сервисами и услугами с применением электронных документов. Сейчас подобные карты имеет каждый школьник города Москвы (на сегодняшний день их выдано порядка 600 тысяч). В 300 школах установлено специальное оборудование и программное обеспечение, которое помогает контролировать посещаемость и расходование денежных средств на питание учащихся в школьной столовой и буфете, информирует о расписании, оценках, школьных мероприятиях. Помимо этого карту можно использовать для проезда в метро и наземном транспорте. Перечень услуг постоянно обновляется и расширяется, что позволяет формировать у детей культуру использования электронных документов в целом и прививать навыки жизнедеятельности в информационном обществе.Значительную роль в организации образовательного процесса и развитии единого информационного пространства играет Информационная система поддержки образовательного процесса, в состав которой входят подсистема «Порталы и сайты образовательных учреждений» и подсистема «Единая образовательная информационная среда (ЕОИС)».Не секрет, что сайт – главная визитная карточка любого учебного заведения. Именно тут школы имеют прекрасную возможность разместить самую важную и актуальную информацию о себе. Поэтому особый интерес вызывает подсистема «Порталы и сайты образовательных учреждений» www.mskobr.ru, которая объединяет интернет-представительства всех учреждений города Москвы, связанных с образовательной деятельностью. Порталы формируют свою микросреду взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей, а также способствуют развитию информационных сервисов для населения.Социальные сети можно по праву считать самым популярным интернет-сервисом. ЕОИС (eois. mskobr.ru) создана специально для методической и информационной поддержки педагогов, специалистов и административных работников образовательных учреждений, учащихся и их родителей. Она призвана формировать и развивать общегородскую профессиональную среду общения и взаимодействия, помогает организовать единую точку доступа к системе информационных ресурсов города для всех заинтересованных пользователей. ЕОИС предоставляет не только специализированные функциональные сервисы и другие широчайшие возможности для контентного наполнения сайтов различных категорий пользователей, но также создает условия для организации творческой деятельности сетевого характера.Система имеет удобный и интуитивно понятный интерфейс по работе с информацией самого разного характера. Будучи средой сетевых педагогических сообществ, она наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают участникам думать по-новому, воспитывать в себе толерантность и критическое мышление. В ходе организации совместной деятельности от участников сообществ не требуется присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. При этом каждый из них свободно получает знания и отрабатывает навыки работы с новейшими интернет-технологиями и ресурсами.Числовые показатели и динамика роста количества пользователей и посещаемости данного ресурса отражает важность и востребованность ЕОИС как педагогической социальной сети Московского региона.Однако предстоит еще решить немало серьезных проблем. В частности, согласно рейтингу регионов по таким показателям, как количество приобретенных за последний год компьютеров и оснащенность образовательных учреждений кабинетами информатики, Москва заметно ухудшила свои позиции. Справедливости ради стоит отметить, что с конца девяностых годов столица ежегодно приобретает компьютеры и периферию для школ, поэтому объемы техники, закупленной в последние год-два, не могут сопоставляться с объемами закупок тех регионов, которые относительно недавно начали процесс оснащения. Кроме того, спорен и вопрос измерения количества компьютерных классов. Сам по себе этот показатель никак не характеризует уровень использования ИКТ в образовательном процессе. При формировании заказа на оснащение московских школ доля компьютерных классов составляет не более трети от общего объема, две трети приходится на закупку автоматизированных рабочих мест для преподавателей и учеников. Многие школы имеют более 100 компьютеров и лишь 1-2 компьютерных класса. Как раз такие школы и характеризуются более высоким уровнем использования ИКТ в образовательном процессе.Как отмечает директор Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы Владимир Яблонский, «в рамках реализации плана стратегии развития информационного общества основная задача в первую очередь связана отнюдь не с достижением заявленных показателей по обозначенным целевым индикаторам (в целом в Москве они уже достигнуты), а с повышением требований к каждому из обозначенных показателей».На сегодняшний день на всей территории Российской Федерации очень актуальным направлением информатизации можно считать предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ. В ближайшее время необходимо создать реально функционирующую информационную среду, которая обеспечила бы жителей Москвы актуальной и востребованной информацией с максимально простым доступом к ней. Чтобы решить эту задачу, нужно объединить ранее созданные информационные системы и предоставить на их базе наиболее востребованные для жителей Москвы сервисы и услуги. Как показывают социальные исследования, к числу таковых относятся возможность удаленной записи в поликлиники, доступ к информации о работе различных учреждений образования, спорта, культуры, досуга, электронная запись в спортивные секции, учреждения дополнительного образования, получение информации об успеваемости и посещаемости учащихся и студентов. Эти и многие другие возможности будут доступны жителям столицы весьма скоро.
Комментарии