В Федеральной целевой программе «Одаренные дети» понятие одаренности раскрывается как «системное качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В определении одаренности есть несколько важных моментов. Во-первых, это качество, которое определяет возможность достижения высоких результатов. Некоторые учителя определяют эту возможность словом «потенциал», но в физике потенциал есть величина, характеризующая запас энергии, необходимой для выполнения работы. Мы иногда забываем, что в истинном смысле потенциал – это работа, которую нужно совершить. Во-вторых, результат деятельности одаренных детей всегда высокий, что означает необычный или незаурядный. Но как эту незаурядность заметить, измерить и развить? В-третьих, одаренность раскрывается через достижение результатов «в сравнении с другими людьми». Это означает, что каждый из детей должен быть чем-то отличен от других. И лишь обеспечив условия для достижения необычных, незаурядных и высоких результатов, мы можем говорить о том, что работаем над развитием детей.Недостаточно найти таких детей в классе. Важно ответить на вопрос: что школа может сделать для их развития?В одном из интервью руководитель Департамента образования Исаак Калина сказал: «У всех детей есть одаренность, но это просто одаренность разного вида, разного направления. Беда нашей школы в том, что она способна понять, принять и признать очень узкий спектр одаренности».В Москве много школ, которые помогли своим ученикам проявить одаренность через участие в предметных олимпиадах, грантах, городских образовательных проектах. Но в основном эти мероприятия ориентированы на детей с интеллектуальной одаренностью в рамках одного предмета, в отдельных случаях – творческой и спортивной. Без внимания часто остаются дети с социальной одаренностью (лидерством, способностью организовать других людей) и дети, обладающие креативностью (способностью исследовать, рождать новые знания). Это дети, которые еще не показали значимых достижений в области искусства, науки или спорта, но обладают стремлением к успеху в этих областях.Педагоги не всегда видят эту одаренность, но даже когда видят, то иногда подменяют ее развитие тренировкой или даже эксплуатацией. Так, ребенок, который хорошо разбирается в компьютерах и информационных технологиях, вынужден создавать и включать презентации на школьных мероприятиях. Дети, которые хорошо рисуют, всю школьную жизнь делают стенгазеты и участвуют в выставках рисунков на заданные взрослыми темы, а ученики, способные петь или танцевать, выступают на отчетных и праздничных концертах.Если ученик, обладающий какой-либо природной способностью, в школе один, то среды для развития его одаренности, как правило, создано не будет. Это дефицит маленькой школы: для одного ученика невозможно открыть спортивную секцию или творческую студию, а вот если в школе есть 30 старшеклассников, увлеченных, например, математикой или инженерным делом, то можно создать математический профиль, открыть исследовательскую лабораторию, организовать обучение в партнерстве с вузом.Как известно, существует «теория множественного интеллекта», предложенная в 1983 году профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером. Его исследования показали, что есть широкий спектр познавательных способностей. Он определил восемь видов интеллекта, включенных в любой вид деятельности и развивающихся в процессе освоения культуры и жизни в социальной среде:- лингвистический интеллект представляет собой способность использовать родной и иностранные языки для выражения своих мыслей и понимания других людей;- логическо-математический интеллект обеспечивает установление причинно-следственных связей, решение логических задач, освоение абстрактных понятий;- визуально-пространственный интеллект организует представление в воображении объектов и пространственных отношений, существующих в реальном мире;- моторно-двигательный интеллект представляет способность применять тело или части тела для выполнения сложных комплексов движений и действий;- музыкальный интеллект – способность воспринимать музыкальные образы, распознавать, сохранять их и создавать новые;- межличностный интеллект обеспечивает успех в общении и понимании целей, мотивов, интересов, убеждений и ценностей других людей;- внутриличностный интеллект характеризует силу воли, независимость, ответственность, самооценку и уровень притязаний, рефлексию собственной деятельности, осознание своих достоинств, недостатков и чувств;- натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) обозначает способность ориентироваться в явлениях и событиях окружающего мира, распознавать характерные признаки предметов, проводить наблюдения, выбирать подходящие орудия деятельности.Ребенок, который легко осваивает умножение, не всегда умнее ребенка, который испытывает в этом трудности. Ученики, которым требуется больше времени, чтобы научиться умножению классическим способом, могут лучше понять умножение через другой подход. Такие дети могут преуспеть в сферах за пределами математики или, возможно, понимают процесс умножения на принципиально более глубоком уровне.Такое понимание может внешне выглядеть как медлительность, но на самом деле может скрывать математический интеллект выше, чем у детей, которые быстро запоминают таблицу умножения, не воспринимая процесс умножения как процесс, связанный с реальным миром.Существует спорт высоких достижений, но если фигуриста тренировать только на льду, он не достигнет высокого результата. Для него необходимы общая физическая подготовка и музыкальное развитие. Высокий результат требует выносливости, чувства ритма, хореографических способностей, которых не достигают только на льду.Иногда, когда мы натаскиваем детей на высокий результат, мы забываем про общую подготовку. Такой тренировкой может стать общая подготовка: математика и музыка для гуманитариев, логика и черчение для будущих инженеров, шахматы, атлетика, информационные технологии и иностранные языки для всех.Ни один математик не сможет доказать теорему, если у него не сформирована связная устная и письменная речь, ни один социолог не сможет сделать анализ опроса, если не владеет математикой. Это результат общей подготовки, а не тренировки в рамках предмета.Образовательная среда должна быть открытой. В ней не должно быть отбора. Только среда, соответствующая потребностям детей, вызывает стремление к творчеству, достижениям и успеху, поэтому в школе нужно создавать:- естественно-научные лаборатории для экспериментальной деятельности;- мультимедийные аудитории, оснащенные современной компьютерной техникой;- художественные и фотостудии, издательские и дизайн-центры;- помещения, оснащенные для научных и социальных проектов;- мастерские для прикладного творчества;- спортивные залы и спортивные площадки для соревнований.И здесь также преимущество за большими школами. Только большая школа имеет достаточное количество средств, помещений и педагогов для учета потребностей всех детей.Какую роль играет среда в развитии одаренности? Материальная среда школы – это инструмент развития. Может быть, более важный компонент – это отношения между людьми. Для того чтобы развивать все виды одаренности, необходимы и материальная среда, и среда отношений.Тогда ключевым остается вопрос: как организовать деятельность детей? Они нуждаются в интеллектуальном партнерстве с педагогами, со сверстниками и авторитетными взрослыми. Общение с профессионалами, успешными людьми позволяет детям взглянуть на будущую деятельность по-новому, узнать о профессии из первых рук, а не только от учителя в курсе профессиональной ориентации. Именно такая социальная среда поможет им сделать верный выбор.Учитывая, что целое не сумма его частей, то и возможности – это не сумма, а интеграция ресурсов, которая гарантирует ребенку выбор. Каждый ученик должен иметь возможность проводить эксперименты и предъявлять свой результат, в том числе через сетевое взаимодействие нескольких школ.Для поддержки одаренных детей нужно создавать образовательную среду развития, которая объединяет материальное оснащение, архитектуру школы, людей и отношения между людьми.Таким образом, образовательная среда – это не сумма возможностей, а их интеграция:- возможность интеллектуального партнерства со сверстниками;- возможность проводить эксперименты и исследования в лабораториях;- возможность предъявлять результаты на олимпиадах, выставках, конкурсах, цифровых порталах;- возможность использования современного учебного оборудования и компьютерной техники;- возможность использования в школе и за ее пределами цифровых образовательных ресурсов;- возможность выбирать содержание образования в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании;- возможность общения с авторитетными знающими взрослыми;- возможность эффективного самоопределения.Образовательная среда развития должна соответствовать познавательным и социальным потребностям учеников, обеспечивать деятельность, которая представляет для ребенка ценность, отвечает его личной цели, гарантировать положительные эмоции и интерес к этой деятельности. Мы должны хорошо понимать, зачем она ребенку.Для развития детей важны ситуации, когда они могут демонстрировать или предъявлять свои результаты. Такое иногда происходит на курсах подготовки к вступительным экзаменам в университет. Дети видят высокомотивированных в той же сфере сверстников с разным уровнем подготовки и за счет этого могут адекватно оценивать свои знания и способности. Для одаренных детей такое общение – возможность продемонстрировать высокий результат.Школа тоже должна создавать особое пространство для презентации достижений учеников. Это страницы школьного интернет-сайта с видеороликами и презентациями детей, школьные выставки, экспозиции, музеи творческих, исследовательских и научных работ выпускников, школьные круглые столы, дискуссионные площадки.Современное образование – это экосистема, в которой обучение и воспитание коллективные и открытые. Экосистема – это школа и все, что ее окружает: общество, культура, здравоохранение, Интернет и многое другое – артефакты, люди и связи между ними.Экосистема – среда обитания, и если один элемент системы разрушен, то начинает разрушаться вся система. Поэтому самый главный вопрос для любого руководителя: как создавать такую среду и зачем это нужно ребенку? При этом у учащихся должна быть возможность достраивать эту экосистему. Экосреда должна быть не только развивающей, но и воспитывающей. Она призвана предоставить возможность получать полезные и применимые сегодня знания, задавать вопросы (развивать критическое мышление), рождать новые идеи, развивать способность что-то создавать своими руками, интегрировать процессы и знания.В образовании важно решать проблемы реальной жизни, возникающие вокруг школы, привлекая бизнес, общество и другие структуры. И если мы начнем в системе образования решать проблемы реальной жизни, учитывая потребности и мотивы детей, то сможем решить задачу развития их одаренности.Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор ОМЦ ЦОУО
Комментарии