Проблемы воспитания с учетом гендерных особенностей в детском саду возникли не на пустом месте. Анализ предметно развивающей среды показал, что среда преобладает девичья.
Е.ТЕРЕХОВА,старший воспитательдетского сада №557
Содержание воспитания и образования сегодня ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на воспитание девочек и мальчиков определенного возраста.
Одним из первых и главных этапов в нашей работе стало создание правильной предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, она еще и основа их самостоятельной деятельности.
Основная задача, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, – оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Окружающая среда в помещении группы дошкольного учреждения для детей начинается со шкафов для одежды, на которые наклеиваются индивидуальные метки. В младшей группе эти метки для детей изготавливают родители или воспитатель, а дети выбирают для себя наиболее понравившиеся. В средней группе для изготовления картинок на шкафчики мы привлекаем детей подготовительной группы, которые изготавливают картинки по замыслу малышей. Девочки и мальчики старшего дошкольного возраста метки на шкафы делают сами.
При изготовлении меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для девочек один, а для мальчиков – другой). Поощряя творческие решения детей, взрослые помогают детям метки сделать более аккуратными, эстетически и эмоционально привлекательными.
На начальном этапе формирования гендерной устойчивости мы используем маркеры гендерных различий. Полотенца, стаканчики для полоскания рта, постельное белье, покрывала на кровати, ковровое покрытие в игровых зонах подбираем разных цветов. Это необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера.
Все сотрудники детского сада участвуют в создании среды, используют цветовые отличия для девочек и мальчиков, которые могут присутствовать в постельных принадлежностях, в полотенцах, стаканчиках для полоскания рта. Все это организуется как приход гостей-сотрудников детского сада. При этом основное требование к деятельности, как сотрудников, так и родителей, – индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.
Недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого.
Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо, и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.
Помещение, в котором проводят время дети, – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.
Мы принципиально изменили подход к организации среды: в помещении группы выделили специально оборудованные игровые зоны – два царства: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
Содержание этих двух царств одинаково полное, целостное, многофункциональное как у девочек, так и у мальчиков.
Помещение каждой группы разделено на две зоны с помощью коврового покрытия.
Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), располагаются в группе по обоюдной договоренности.
Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, то есть при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.
Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит оснащению группы.
Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.
В работе по созданию предметно-развивающей среды в группах наш коллектив постарался придерживаться трех основных принципов:
– насыщенность, целостность, полифункциональность, трансформированность;
– создание среды с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей;
– использование при создании среды тех материалов, которые хорошо зарекомендовали себя в практике ДОУ.
Очень важно использовать в группе двухъярусное оборудование, с помощью которого можно организовать с детьми правильную двигательную активность и функционально использовать пространство.
Известно, что с возрастом игровое действие обобщается и свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Казалось бы, мера условности игрушки должна соответствовать этой общей возрастной тенденции: чем старше ребенок, тем условнее должна быть игрушка. Однако исследования показывают, что это не совсем так.
Можно выделить несколько основных тенденций в подборе игрушек при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту:
постепенный переход от более крупных игрушек к мелким;
увеличение доли сборных игрушек к старшему дошкольному возрасту;
от прототипических к более реалистичным игрушкам, игрушкам-копиям (так, мелкие и сборные игрушки приводят к простым манипуляциям маленького ребенка с ними как с физическими объектами, не способствуя возникновению смыслового игрового контекста. В старшем дошкольном возрасте наибольшую ценность для игры приобретают реалистические и крайне условные игрушки);
чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.
Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специальные набивные модули), палочки, веревочки. Такое использование этих материалов позволяет экономить пространство в группе и способствует развитию творческой активности детей и умению взаимодействовать друг с другом.
В возрастном аспекте отмечается общая тенденция: от полноты предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации к частичным опорам (предметной поддержке той или иной составляющей воображаемой ситуации).
Младшие дошкольники 3-4 лет для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причем наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.
Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства или предмет оперирования и ролевой атрибут) в любых парных сочетаниях.
Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.
Комментарии