Вся деятельность человека протекает в определенных природных условиях, окружении, среде, так из биологической науки в педагогику пришло понятие «среда». Петр Лесгафт впервые употребил понятие «среда» в педагогической науке и установил связи между типом педагогической среды и типом личностного развития. В России в первой половине ХХ в. начали выделять различные виды педагогической среды: развивающая, предметно-пространственная, образовательная, коррекционная. Среда рассматривалась как взаимодействие.
Само название «предметно-развивающая среда» вошло в активный словарь педагогов в конце XX столетия, хотя поиски решения проблемы проводились гораздо раньше.
Для полноценного развития детей мы создаем развивающую предметную среду, которая обеспечивает всю полноту развития личности и деятельности ребенка.
В гармонично созданной предметно-пространственной среде возможно включение всех детей в группе в активную деятельность. Свободный выбор деятельности ребенок реализует в условиях развивающей среды, удобно созданной в пространстве, непринужденной обстановке, наполненной различными игровыми материалами и предметами.
Развивающая среда стимулирует проявление ребенком творчества, самостоятельности, инициативности, способствует утверждению, установлению чувства уверенности в себе у дошкольников. В группе дети приобретают практические навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Всю полноту развития личности ребенка обеспечивает система условий в правильно организованной развивающей среде.
На своем примере мы убедились, что особенным способом подобранная среда оказывает положительное воздействие на проявление инициативы у детей, содействует самообучению, побуждает их быть активными в разных видах деятельности, помогает самоутверждению, обеспечивает беспрепятственность выбора и определяет характер действий.
Созданная нами предметно-развивающая среда благоприятно влияет на развитие многообразных способностей, персональных черт дошкольника, она необходима для формирования и воспитания личности, образует комфортный эмоциональный климат в группе.
Воспитание и организация жизни детей дошкольного возраста направлены на стремление к общению и взаимодействию, проявлению доброжелательного отношения к окружающим людям. В соответствии с ФГОС ДО мы создали предметно-пространственную развивающую среду, так как она обеспечивает нам возможность эффективно развивать индивидуальные способности каждого ребенка с учетом его уровня активности, интересов и склонностей.
При организации предметно-пространственной среды мы предусмотрели возможность для детей заниматься отдельными подгруппами, игровое пространство, а также место для временного уединения ребенка. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению.
Профессор Вадим Кукушин считает, что образовательная среда обязана быть одухотворяющей, диалоговой, экологичной, воспитывающей, обучающей, гуманной, эстетичной, информативной и развивающей.
По мнению Льва Выготского, для компенсации недостатков детей с нарушенным развитием необходима их интеграция в жизнь, нужно создать необходимые условия с учетом биологических и социальных факторов. Лев Семенович указывал на необходимость создавать систему обучения детей с сохранным развитием и увязывать ее со специальным обучением детей с нарушениями.
У детей с ОВЗ нарушены различные анализаторные системы, однородность и бедность микросреды приводят к задержке в развитии и ограничению его возможностей. На формирование и развитие ребенка большое влияние оказывает среда, в которой он находится, включая взрослых и его сверстников, предметы быта, игрушки и даже помещение.
Специально организованная нами коррекционно-развивающая среда в группе, которая включает в себя сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психических процессов, является важным условием для полноценного воспитания детей, особенно детей с ОВЗ.
Коррекционная работа с детьми, имеющими ОВЗ, осуществляется в соответствии с ФГОС. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проводится в процессе самостоятельной деятельности, в ходе режимных моментов с соответствующей коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также при организации различных видов детской деятельности.
С учетом ФГОС ДО в группе создана коррекционно-развивающая среда для проведения качественной коррекционной работы. В одной группе могут находиться дети с различными нарушениями, такими как нарушение зрения, тяжелые нарушения речи, задержка психического развития.
Работу с ребенком, имеющим ОВЗ, начинать следует как можно раньше, в таком случае шансы на адаптацию и социализацию в обществе гораздо выше. Работа с детьми с ОВЗ направлена на обеспечение условий для усвоения окружающего мира и полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно-развивающей решает задачи коррекционной помощи и является важным социально адаптивным и реабилитационным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.
Оксана ДОРОШЕНКО, учитель-логопед, воспитатель школы №1370
Комментарии