Мы пока еще не научились радоваться победам так, как нужно, мы не очень часто говорим о наших победителях, о тех, кто приносит Москве все новую и новую славу. Так, собственно говоря, получилось и с Ларисой Кругловой, директором начальной школы – детского сада №1762 Зеленограда. В 2005 году она стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидеры дошкольного образования». Человек она скромный, о себе говорить не любит. Между тем на том конкурсе у Ларисы Юрьевны были две серьезные соперницы – Татьяна Волосникова, заведующая детским садом из Питера, который к тому времени уже имел статус федеральной экспериментальной площадки, и Елена Свиридова, директор комплекса детский сад – начальная школа «Росток» Тольяттинской академии управления. И у питерских, и у самарских свои амбиции, ведь их постоянно привлекают к самым разным экспериментам и новациям, а потому они и считают: лучше их учреждений, лучше их работы нет и не может быть. А тут их соперницей стала москвичка, кандидат наук, человек с собственной позицией, собственной программой, собственными взглядами на то, каким должно быть такое учреждение, как начальная школа – детский сад. Кстати, после того как Лариса Круглова выступила перед жюри, отступили и питерские, самарские, не выдержали такого соперничества.
Впрочем, что это я о Ларисе Юрьевне – москвичка, на самом деле она из Челябинска, родилась и жила там, училась в школе, после окончания историко-педагогического факультета Челябинского государственного педагогического института должна была приступить к работе. Но! Порой в жизни человека появляется это «но» и меняет ее. Лариса поехала в лагерь «Орленок» и встретила там свою судьбу – замечательного парня из московского Зеленограда. Поначалу Лариса Юрьевна работала в системе дополнительного образования, потом – в школе, а в 2003 году стала директором начальной школы – детского сада №1762.
После победы на конкурсе Лариса Круглова сделала несколько решительных шагов: во-первых, защитила докторскую диссертацию, во-вторых, приложила немало сил, чтобы образовательное учреждение, которым руководит, стало прогимназией, в-третьих, закончила курсы «Маркетинг в образовании» на базе Высшей школы экономики. А главное – получила «Грант мэра Москвы» в области образования.
В этом году Ларису Круглову пригласили в Большое жюри конкурса «Лидер в образовании-2006», поскольку своей успешной работой она завоевала почетное право оценивать деятельность других.
Тетрадь успешности помогает ученикам 1762-й пройти путь к успешному обучению, потому что возникает особая среда, обеспечивающая эту успешность. Об этом Лариса Круглова рассказывает так: «Комфортность образовательного пространства, как известно, напрямую связана с успешностью обучения ребенка в школе. Идея успешности образовательного процесса всегда была одним из основных, но и самых трудно реализуемых направлений в развитии современной педагогической мысли. Чтобы ребенок чувствовал себя успешным, вокруг должна быть создана среда успешности, которая предполагает осознание им ценностей, ощущение чувства защищенности и безопасности, наличие благоприятных условий для его самореализации, самоудовлетворения, самопроявления».
Нельзя сказать, что педагоги современной школы не предпринимают усилий по созданию такой среды, в современной школе, как известно, действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ученик как субъект, которые предполагают использование такого подхода, когда ученик сам изучает, выявляет, познает, понимает, осмысливает, применяет и, проходя такой продуктивный путь познания, постепенно овладевает умением осуществлять самостоятельную учебную и внеучебную деятельность, уверенными шагами проходить путь самообразования. Кстати, успешность образовательного процесса, как считает Лариса Круглова, достигается тогда, когда он направлен на самообразование, самореализацию ученика.
Теоретически все давно объяснено и описано, вот на практике все оказывается куда сложнее. В этом смысле Лариса Круглова если не первопроходец, то во всяком случае искусный организатор процесса успешной работы педагогов и учащихся.
Предоставление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования помогает в
1762-й развитию творческих способностей и творческой активности школьников, их познавательных интересов, формированию мотивации успеха, созданию условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности. Это не значит, что педагоги вовсе не задаются вопросами: «Как сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя успешным?», «Как сделать так, чтобы ему было комфортно в детском коллективе?», «Как сформировать траекторию развития ребенка, профиль его интересов, составить перспективную карту роста личности учащегося, помочь ему определиться в этом многообразии творческих центров?», «Как сделать так, чтобы ребенку было интересно, чтобы его увлекла данная деятельность в творческом центре?» Задают они себе эти вопросы, как и еще один: «Каковы критерии успешности школьника на занятиях?» Что и говорить, вопросы все очень сложны, еще сложнее поиск ответов на эти непростые вопросы.
Успех, как считает Круглова, не просто хорошая оценка результатов деятельности, а чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Можно ли подвести ученика к таким ощущениям? Круглова считает – можно, успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
Лариса Круглова предложила методику оценки динамики успешности учащегося относительно его самого. В отработке методики участвовали педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели «класс – группа», учителя, заместитель директора по экспериментальной работе
В работе коллектив опирался на такие критерии успешности организации учебно-воспитательной работы, как включенность в учебно-воспитательный процесс не только всего педагогического коллектива школы, но и родителей, информационное обеспечение участников учебно-воспитательного процесса, оптимальный охват учащихся таким содержанием деятельности, который соответствует их интересам и потребностям. При этом главное направление деятельности педагогов – расширение культурного и нравственного диапазона представлений и ценностей учащихся, наличие естественной связи, при которой увязано развитие на уроке, вне урока и вне школы, а координирующая роль принадлежит директору при участии администрации в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Анализ работы ребенка в творческом центре позволяет наглядно оценить динамику его работы. Если он постоянно активен на занятиях, это говорит о заинтересованности школьника в работе творческого центра, его увлеченности занятием, о том, что его ожидания от данного творческого центра оправданны. Ребенок должен постоянно генерировать некие творческие идеи, но выдвижение им собственных идей не всегда проявляется, и, возможно, это связано с недостаточно развитыми умениями и навыками, необходимыми для работы в данном творческом центре, поэтому ребенку нужно уделить особое внимание. Если некогда старательный ученик вдруг в конце года стал не столь старательным, менее коммуникабельным, чем это было, скажем, в ноябре, это, скорее всего, связано не с утратой интереса к занятиям, а просто с накопленной общей усталостью в конце второй четверти. Если ребенок с удовольствием занимается индивидуальной работой, проявляет самостоятельность, заинтересован в занятиях, все более уверен в собственных силах, значит, он чувствует себя успешным в своей деятельности.
При этом возникает естественный вопрос: насколько успешно работает начальная школа в рамках такого объединенного образовательного учреждения? Успешно, например, в 2005 году учащиеся 4-го класса заняли первое место в олимпиаде по русскому языку, первое место – в конкурсе изобразительного творчества, второе место – по плаванию, третье – в Московском конкурсе театральных коллективов на английском языке. Дети участвовали во Всероссийском конкурсе имени Вернадского. В феврале – марте 2005 года была проведена аттестация 1762-й, в ходе которой дети показали довольно высокие результаты обученности: по математике 86% учащихся продемонстрировали отличные знания, 83% – по русскому языку.
Тут надо сказать, что успешность учеников – это показатель успешности и педагогов. Такая продуманная система обучения и воспитания детей позволяет и педагогическому коллективу выстраивать работу, оценивая ее результаты по символическому камертону, позволяющему точно понять запросы ребенка, семьи, детского сада, школы.
Комментарии