О том, как устроена ежегодная Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, внимательные читатели газеты хорошо знают. Если забыли, приглашаем в архив на нашем сайте. Вот здесь, например, статья физика из Краснодарского края Андрея Семке о 13-й экспедиции: http://www.ug.ru/archive/56746. А еще можно заглянуть на сайт самой экспедиции http://www.pelikanschool.org/p1aa1.html.
В необычной школе, где преподают учителя года и их коллеги, а ребята целых две недели учатся в межрегиональных классах, конечно, есть директор, автор идеи. Это химик московской школы №1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимир ГОЛОВНЕР. Наш разговор с ним об экспедиции как явлении, ее философии и смысле. – Владимир Нодарович, первая экспедиция прошла в 2001 году на Байкале. Ее принимала учитель года Иркутской области Ольга Кондратьева. Тогда вы и ваши коллеги представляли, что проект станет традиционным?- Нет, все затевалось как разовое мероприятие. Долго думали над названием. Нам понравилось слово «экспедиция». Она была целиком естественно-научной, поэтому мы назвали ее экологической. Затем добавилось «школьников России», потому что ориентирована на школьников. Мы берем своих учеников и в среду, нами же созданную, погружаем – вот центральная идея.- Как создается эта среда? – Мы не по должности это делаем и не за деньги. Экспедиторы – это люди, которым интересно здесь быть. Мы между собой дружим, общаемся, и в этом общении участвуют дети. Хорошо, когда возникает не школьное детско-взрослое объединение, мы становимся соратниками, друзьями, но при этом идет учеба. Есть ядро экспедиции – «ветераны», они хранители традиций, особой манеры общения. Новички подхватывают эти традиции, несут дальше, становясь «ветеранами».- Владимир Нодарович, но это все-таки школа, хотя и необычная…- Мы стараемся, чтобы в нашей школе были не традиционные уроки, а прикладные программы. Плохо, если мы посадим детей и начнем им транслировать что-то, как в классе. Сейчас в экспедиции участвуют учителя не только естественно-научного, но и гуманитарного цикла. А у понятия «экологическая» много значений. Любые предметные области можно привлекать.- Научиться общению в школьном возрасте – это важно. А есть ли учебные, мировоззренческие результаты такой необычной учебы?- Стараемся, чтобы не терялась значимость учебного компонента, учебные программы – это главное. В конце экспедиции проходит научно-практическая конференция. Так как у нас дети разные, не только «ботаники», мы превратили конференцию в мероприятие научно-развлекательного характера. Конечно, обобщаем результаты исследований, есть научная часть, но в то же время оживляем доклады с помощью театрализации. Произошел синтез. В общем, мы даем возможность ученику попробовать себя в разных направлениях деятельности в расчете на то, что он откроет для себя сферу, ранее для него закрытую. Интересно, что в регионах после нашего посещения порой рождаются подобные программы. Свежий пример – в прошлом году в Пермском крае в экспедиции участвовала Ольга Ивановна Ковшикова из Костромской области. И теперь у нее в регионе есть такое же региональное движение.- Если сравнить первую и последнюю экспедиции, что изменилось?- Помню, когда мы проводили вторую экспедицию в Республике Коми, один из министерских работников сказал: «Вы увлечены своим делом, но не обольщайтесь. У вас раз получилось, два получилось. Вот если в третий раз получится, тогда можно будет говорить об успехе». Я очень серьезно тогда отнесся к этим словам, потому что у меня раньше не было такого опыта. Прошла третья, четвертая, пятая экспедиция, оказалось, что движение может само себя поддерживать. Оно поддерживается, потому что есть люди, которые инициируют новый сбор, приглашают в свой регион остальных. Хотя, честно говоря, каждый год везти экспедицию в новый регион – большая проблема.В чем разница? Во-первых, в численности. В первой экспедиции было 56 человек, сейчас 220. За время экспедиции на Байкале мы успели узнать всех учеников по именам, каждого знали в лицо. Я и здесь всех в лицо узнаю, но по именам, конечно, не всех могу назвать. Это портит немного ситуацию, нет той атмосферы домашности. Зато мы имеем возможность охватить очень многих людей, которые повезут потом в регионы заряд, полученный благодаря экспедиции.- Есть регионы, куда хочется повезти экспедицию?- Была у нас мечта поехать в Тыву. Там своеобразный ландшафт, мало кто там был. Даже пару раз вели переговоры, но не пошло пока. На будущий год есть планы попасть в Республику Алтай. Если получится с Горным Алтаем, будет замечательно. Еще хотелось бы побывать в Республике Карелия. Неплохо было бы в Крым заглянуть. Хотя это слишком курортное место. – Как вы оцениваете сегодня состояние экспедиции? Проект продолжается?- Сейчас наш проект в хорошем, стабильном состоянии. Хотя каждый раз, когда готовится очередная экспедиция, бывает ощущение, что очень много всего надо сделать, возникает напряг. Начинается программа, в первые дни я думаю: «Нужно ли это делать?» Никто не заставляет меня, всех остальных… И каждый раз к середине экспедиции мы понимаем, что усилия стоили того, чтобы состоялся этот праздник. Я бы назвал это праздником совместного труда. В этом году моя бывшая ученица окончила МГИМО, факультет международной журналистики. Она специализируется на экологической журналистике. И она написала диплом, в котором проанализировала нашу экспедицию. Брала у меня интервью, исследовала документы, сайты. Сама участвовала в нашей программе, знает, как это проходит. Но автор еще и списывалась со многими экспедиторами – учениками и преподавателями. Я был очень рад, даже взволнован, что наша совместная деятельность стала объектом серьезного аналитического исследования.
Комментарии