Свой доклад о роли государства в организации дошкольного образования француз Джон Беннет, главный сотрудник Организации экономического сотрудничества и развития, начал с демонстрации рисунка трехлетней французской девочки. «Маленькое зернышко, спящее в земле» – так назвала свое красочное произведение крохотная француженка. Уже в три года она сумела выразить свое отношение к миру через яркие краски и очень сильный образ. Я же подумала – каждый ребенок в раннем детстве чем-то напоминает такое зернышко, но уже пробудившееся, готовое воспринимать мир и учиться у этого мира. А вот чему он научит – доброте или черствости, творчеству или агрессии – зависит от нас, взрослых.
То, что проблеме дошкольного образования и воспитания был посвящен международный семинар, организованный Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций, по вопросам образования, науки и культуры, говорит само за себя. Сегодня не только педагоги и специалисты по раннему детству, но и политики, финансисты и экономисты начинают понимать: развитие детей с рождения до 6 лет – самый эффективный способ повысить результативность государственных расходов. Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал наиболее высок именно в раннем возрасте, инвестиции в послешкольное профессиональное обучение и даже в школьные программы окупаются уже не столь эффективно. Международный семинар, проходивший в течение двух дней в представительстве Всемирного банка в России, собрал более 50 участников из 10 регионов страны. Среди них – специалисты федеральных правительственных и научных организаций – Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, РАН, Федерального института развития образования, Московского городского психолого-педагогического университета, а также представители Всемирного банка, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Организации экономического сотрудничества и развития.
– Ранние годы жизни наиболее важны в дальнейшем развитии ребенка, – такими словами открыл семинар Дендев Бадарч, директор бюро ЮНЕСКО в Москве, представитель ЮНЕСКО по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и России.
Кстати, в проект семейного воспитания «Образование для всех», который проходит под эгидой ЮНЕСКО, включились 104 страны. Одна из важнейших задач, которая сегодня стоит перед ЮНЕСКО, по мнению господина Дендева Бадарча, – это пропаганда ответственного родительства, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье, и желательно своими биологическими родителями. Примечательно, что специалисты по раннему развитию детей, в том числе и Нико ван Уденховен из Международного института развития ребенка (Нидерланды), уверены – большинство пап и мам являются хорошими родителями, если, конечно, не находятся в стрессовой ситуации. О том, как помочь семьям, вырастить счастливого и успешного ребенка, на этом семинаре говорилось очень много. Представители Всемирного банка и ЮНЕСКО особое внимание уделяли роли государства в дошкольном образовании, финансовой поддержке родителей, имеющих маленьких детей. Кроме того, Дендев Бадарч сделал особый акцент на инклюзивном образовании.
– Очень важно дать шанс детям с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычных школах среди здоровых сверстников.
Господин Бадарч не забыл напомнить собравшимся и о достижениях ЮНЕСКО – пропаганде грудного вскармливания и работе на Северном Кавказе, а вот недостатком он считает прежде всего то, что дети из России в двух семьях из трех не получают достаточного количества йодированной соли, что может негативно сказаться на их интеллектуальном развитии.
– Дошкольное воспитание сегодня один из приоритетов для России, поэтому мы проводим семинар у вас, – подчеркнул, завершая свой доклад, господин Бадарч.
На каждый затраченный доллар – четыре доллара отдачи
Важность и особую значимость дошкольного образования зарубежные специалисты зачастую аргументировали цифрами. Так, программный специалист по раннему развитию и образованию ЮНЕСКО Йоши Кага рассказала об исследовании, проводившемся в США в 2003 году. Оно показало, что на каждый вложенный в дошкольное образование доллар приходится четыре доллара отдачи. Причем дети, участвующие в программах раннего развития, показывают более высокие результаты при тестировании, у них больше шансов впоследствии поступить в вузы, став самостоятельными, они больше зарабатывают, чем те их сверстники, которые были не охвачены дошкольным образованием. И реже, между прочим, попадают в тюрьмы. К безусловным преимуществам раннего дошкольного обучения следует также отнести то, что матери этих детей, как правило, больше зарабатывают, а школьные округа экономят на коррегирующем обучении. Исследование, проходившее в Великобритании, в котором было задействовано свыше трех тысяч детей, также подтвердило – дошкольное образование, как ничто иное, оказывает стимулирующее развитие на всех детей. Кстати, оказалось, что практически нет разницы в результатах тех детей, которые частично посещали дошкольное учреждение по сравнению с теми, которые находились в саду полный день.
В то же время результаты для развития ребенка могут быть разными в зависимости от семьи, в которой растет малыш, его возраста, типа программы дошкольного образования и ее качества.
Джоан Ломбарди, преподаватель-исследователь Института публичной политики, Университет Джорджтауна, одна из ведущих экспертов по вопросам развития детей в раннем возрасте, обратила внимание на то, что разработке политики и программ, ориентированных на детей в возрасте до трех лет, уделялось, к сожалению, гораздо меньше внимания по сравнению с детьми других возрастов.
– Сегодня ситуация начинает меняться, – заверила госпожа Ломбарди.
Джоан Ломбарди подробно рассказала о стартовавшей еще в 1995 году в США программе «Старт», начавшей работать как летняя программа для детей, поступающих в школу на следующий учебный год. Вскоре она расширилась и стала охватывать малышей от 3 до 5 лет. Право на участие в программе изначально имели ребята из семей с доходом ниже черты бедности. Особенность программы в том, что она ориентирована на два поколения – детей и семью. Кроме того, имеет комплексный характер, в ней интегрированы меры по поддержанию здоровья, образованию, помощи семье. В эту программу включается в обязательном порядке, как минимум, 10 процентов детей с особыми потребностями. Примечательно, что модель реализации программы зависит от потребностей местного населения. У малышей и их родителей есть право выбора – приходить в дошкольный центр, заниматься с педагогами на дому, зачастую используется также комбинированный подход.
В том же 1995 году в США была запущена еще одна программа – «Ранний старт», охватывающая пренатальный период и первые три года жизни ребенка. Любопытно, что специальный акцент в ней был сделан не только на матерях, но и на отцах как полноправных участниках процесса воспитания. Кстати, положительное влияние программа оказала не только на малышей, которые стали более активными, приобрели солидный словарный запас, а также продемонстрировали хорошее для их возраста социальное и эмоциональное развитие, но и на родителей. С мамами и папами произошла чудесная метаморфоза – они стали чаще играть с детьми, ежедневно читать им книжки, и, самое главное, в их отношении к собственным детям, несмотря на занятость и бытовые проблемы, появилось больше тепла и поддержки, они реже шлепали своих малышей по пустякам.
Латинская Америка – в лидерах
У российских участников семинара была уникальная возможность увидеть разнообразие моделей дошкольного образования, ознакомиться с международным опытом. Во многих развитых странах (сейчас к ним присоединяются и развивающиеся) государство обеспечивает бесплатное или субсидированное дошкольное образование. Так, в Финляндии свыше 90 процентов финансирования в дошкольное образование поступает от государства и только около 10 процентов от частного сектора. В Бельгии же процент частного сектора в дошкольном образовании чрезвычайно высок – свыше 50 процентов. Во многих странах – Германии, Франции – дошкольным образованием занимаются религиозные, профессиональные и иные неправительственные организации. Было бы заблуждением думать, что качественным дошкольным образованием охвачены только дети из развитых стран. Многолетними традициями по воспитанию детей дошкольного возраста могут похвастать страны Латинской Америки и Карибского региона, в которых правительства уделяют этому вопросу чрезвычайное внимание. А вот в арабских странах спрос на дошкольное образование низкий, в первую очередь это связано с особенностями менталитета этих государств, где детей до школы принято воспитывать дома. Мало детсадов и в Тунисе. Там родители предпочитают отдавать своих детей в шариатские школы, где те в основном изучают Коран, кстати, до 50 процентов тунисских малышей проходят именно через такие школы. Африканским странам развивать дошкольное образование мешает бедность.
Впрочем, проблемы есть не только на далеком Африканском континенте, но и у нас в стране, особенно в северокавказских республиках.
– К сожалению, детскими садами в Чечне охвачены всего лишь 8-10 процентов детей, – рассказывает о ситуации в республике представитель ЮНЕСКО по Северному Кавказу Мурад Шишханов. В Чечне сегодня работают 102 детсада, в то время как требуются более 500. На всю Ингушетию лишь 15 детсадов. Потребность в них огромная. Мы нашли выход из положения – создаем нулевые классы при школах, таким образом, охватывая большинство 5-6-летних малышей. Особенно это актуально для сельских и горных районов республики, где школа, по сути, единственный центр культуры и образования. Серьезную помощь республикам Северного Кавказа оказывает Организация Объединенных Наций. Так, ЮНИСЕФ и Министерство образования и науки Чеченской Республики уже приняли официальное решение о создании сети детских центров для бесплатного дошкольного образования и развития детей в первую очередь из малоимущих семей, сирот и инвалидов.
Если республики Северного Кавказа пока нуждаются в международной помощи, то Москва уже сейчас готова поделиться своим опытом в области дошкольного образования. Так, в рамках семинара весьма успешно прошла презентация пилотного проекта ЮНЕСКО и правительства Москвы «Московское образование: от младенчества до школы», рассчитанного на 2008-2012 годы. Проект включает в себя несколько перспективных направлений, среди них – «Московская семья – компетентные родители», «Маленькие гении», «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур», «В таланты с малых лет», «Детский сад будущего».
Мария Михайловна Цапенко, заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы, рассказала также о богатых возможностях для развития малышей от 6 месяцев до трех лет, о современной стратегии раннего языкового образования, о негосударственном дошкольном образовании Москвы. Кстати, Москвой накоплен богатейший опыт в области инклюзивного, интегративного и специального (коррекционного) образования.
…Семинар проходил не только в режиме докладов и презентаций, была здесь и работа в группах, когда участникам предлагалось, основываясь на подходах, моделях и практических решениях, представленных в докладах экспертов, оценить, в какой мере все это реально использовать в российском дошкольном образовании. Кроме того, оказалось, что группа Всемирного банка может предложить российским регионам консультационные услуги по реализации совместного проекта в области дошкольного образования. Возможно как техническое содействие, так и предоставление займа. Специалисты Всемирного банка предлагают программы по модернизации форм организации и схем финансирования дошкольного образования, по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров, а также совершенствованию образовательных программ.
Комментарии