И действительно, мало-мальски образованных и воспитанных англичан выгодно отличает от иных наций и народов некое особое звучание: бархатистая, как бы ощутимая на ощупь деликатность, приглушенная до пастельных тонов мягкость и эдакая сострадательная ласковость. Слушая англичанина, подчас приходит на ум, что так, должно быть, опытные врачи общаются с душевнобольными…
Oнако каким же хитроумным образом удалось так славно выпестовать нежные ростки в душах целой нации? Да очень просто! Розгами и хлыстом! Парадоксально, но факт: ни одна другая школа в мире не перетянет, пожалуй, знаменитую английскую, ту, что слывет фабрикой джентльменов по части жестокости нравов, палочной дисциплины, атмосферы бурсы, казармы и черте еще чего, что, к счастью, в большинстве своем кануло в Лету, став достоянием истории, но что заложило некий краеугольный камень системы, некий дух возведенной в абсолют спартанскости. Хотя, может быть, никакого парадокса и нет? Ведь даже металл становится мягким в огне?..
Впрочем, джентльмен вышел из горнил и жерновов английской бурсы, надо сказать, случайно. Изначально же система британского образования ставила перед собой цель формирования несколько иного характера, который она определила весьма колоритно – “мускулистый христианин”. Сей гомо сапиенс должен был являть собой гармоничное сочетание интеллектуального и телесного совершенства. Путь к этой гармонии, по мысли отцов-основателей британской педагогики, лежал через розгу и бич.
…Первое упоминание о телесных наказаниях в английской школе датируется седьмым веком нашей эры, когда о первой грэммэ скул, основанной при монастыре в Кентербури посланцем Рима, монах Эдмир писал следующее: “За пять дней до Рождества все мальчики по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих шкур…” И традиция прижилась. Каждая клякса, каждая ошибка в произношении или неправильный результат в математике, малейший сбой в поведении карались ударами”.
Нельзя сказать, что битые в кровь ученики безропотно сносили наказания: “Очередное восстание в 1797 году против чрезмерных избиений было подавлено чрезмерным избиением” – свидетельствуют хроники того времени. В 1851 году забузил против розог прославленный Мальборо колледж. Это восстание было успешней: оно привело к отставке жестокого ректора, на его место пришел другой, молодой и прогрессивный. Он стал первым педагогом Британии, узаконившим организованные игры для школьников как альтернативу дракам, насилию и хулиганским выходкам, процветавшим в мальчишеских закрытых пансионах, иными словами, выпустил из кипящего котла пар. До того времени игры в большинстве школ воспрещались. Революционные новации Мальборо колледж на этом не закончились: много позже именно эта школа первой выступила с требованием запретить дисциплинарное битье розгами младших учеников старшими, иначе говоря, потребовала отменить узаконенную “дедовщину” в школьных казармах.
Через систему воспитания, положившую в основу телесные наказания, прошли лучшие сыны и дочери Англии: исключений она не делала ни для кого. В своих письмах родителям из шотландского пансиона Гордонстоун юный в ту пору наследник британского престола принц Чарльз в ужасе сообщал: “Здесь абсолютный ад!” Подруга Чарльза Камилла Паркер-Боуле имела “счастье” провести свои школьные годы в пансионе, отличавшемся такой жестокостью, что о нем ходило крылатое выражение: “Если ты пережил Дамбреллс – выживешь где угодно!”
Впрочем, система кар и наказаний в английских школах культивировала не только кнут, розгу и палку – сущим наказанием был и сам образ жизни в пансионах. Вот коротко описание нравов одной из бурс прошлого столетия: “Никогда не выходить за ворота в одиночестве; не разговаривать во время обеда; не оставлять на тарелке ни крошки; носить одежду без какого-либо орнамента, цветастости и прочих украшательств” и т.д. и т.п. Картинка из жизни Винчестер колледж образца 1830 года и того колоритнее: “Атмосфера колледжа мало отличалась от той, какой она была во дни средневековья. Жилищные условия были очень примитивными (не топили в пансионах даже в морозы! – О.Д.). Мальчиков по-прежнему будили в 5.30 утра, но при этом не давали завтракать до 10 часов. Вся учеба была сосредоточена на зубрежке латыни. Тирания старших педагогов была абсолютной…”
Справедливости ради надо заметить, что воспитывать палкой принято было не только отпрысков привилегированного сословия, обучавшихся в эксклюзивных частных пансионах, но и деток простолюдинов, то бишь обыкновенных граждан, обучавшихся в государственных, то есть бесплатных школах. Телесные наказания в государственных учебных заведениях просуществовали с самого их основания, то есть с середины минувшего столетия, и аж до 1987 года, когда они наконец-то были упразднены. Однако в частных школах экзекуции формально дозволялись до самых последних дней, и лишь в нынешнем году министерство образования Великобритании приняло постановление об их отмене во всех без исключения школах королевства. Любопытно, что палата общин Британского парламента одобрила сию гуманную инициативу с перевесом всего лишь в три голоса! Объяснение тому простое: на Альбионе свято приверженны традициям, и многие педагоги, а также славные государственные мужи (воспитанные все той же бурсой!) искренне верят, что порка не приносит ничего, кроме пользы.
Как бы там ни было, но Англия и сегодня еще явно психологически не готова отказаться от воспитания джентльменов и леди поркой! Национальная ассоциация учителей намерена в судебном порядке оспорить запрет на физические наказания в частных учебных заведениях. Да что там учителя! Родные папаши и мамаши маленьких англичан в подавляющем большинстве уважают ремень, не видя в его применении – на спинах и ниже – своих отпрысков ничего дурного. Об этом сообщили результаты проведенного буквально на днях опроса общественного мнения на предмет “бить или не бить?”
Однако хватит пугать читателя английской школой. Ибо если теоретически порка здравствует и по сей день, то фактически ваш корреспондент не приметила на Альбионе ни одного учебного заведения, которое применяло бы подобный анахронизм в качестве меры воспитательного порядка. В одной из прославленных частных школ Англии, Драгон скул, на мой вопрос, правда ли, что в пансионах и сегодня практикуется битие учеников, мне ответили, что, к счастью, рукоприкладство нынче большая редкость. “А чем же наказывают за непослушание у вас?” – поинтересовалась я. – “Запрещаем провинившимся в субботу вечером смотреть телевизор!”
…Как же, однако, борется сегодняшняя британская школа с серьезными преступлениями и проступками? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно открыть дневник английского учащегося. На самой первой его странице самым первым словом значится слово ПОЖАЛУЙСТА, а под ним: приходи вовремя; веди себя тихо; будь готов к урокам. “Я прочел эти правила и согласен все время выполнять их”. Под этим обещанием ученик ставит свою подпись (и родитель тоже!). Перевернем странички дневника. Вот Кодекс поведения, где подробно расписывается, что в школе разрешено, что горячо приветствуется, а что воспрещено. Далее – страница, посвященная поощрениям и наградам, а за ней – раздел санкций. Для тех, кто обещанное нарушает. Это очень интересный раздел. Он состоит из пяти так называемых “уровней”, ведущих от малых грешков к системным проступкам, от устного замечания учителя – до исключения из школы. Последним караются лишь рецидивные преступления самого гнусного свойства. Система санкций сложна и свидетельствует о неистощимом терпении сегодняшних британских педагогов по отношению к их воспитанникам, о глубокой продуманности соотношений проступка и наказания, не оставляющего ни малейшей возможности незаслуженного оскорбления и унижения детей и подростков.
Итак, что же это за хитроумные “уровни”? Если на первом уровне проступков (скажем, крутился на уроке, не слушал учителя) санкции не идут дальше выдворения из класса – причем не более чем на пять минут, “чтобы остыть!” – то на втором “уровне”, если сии грешки повторяются, можно уже посадить ученика на крючок ежедневных “докладных”, которые он сам пишет о своем поведении классному руководителю, можно контактировать с его родителями. На третьем “уровне” “докладные” пишутся уже директору школы, на четвертом наказание неисправимому ужесточается: от временного исключения из школы – отстранения от занятий от двух дней до недели – до исключения полного. Правда, с возможностью апелляции и последующего восстановления. Наконец, на пятом этаже санкций, где преступления носят слишком уж серьезный характер – например, злоупотребление наркотиками, физическое насилие, оскорбления расистского или сексуального толка, – наказание может в экстремальных случаях вести к окончательному и необратимому исключению из школы. Увы, подобные экстремальные случаи в британских школах не редкость… Но что это мы все о печальном? Разве же нет в замечательной своими конечными результатами системе английского воспитания – целая нация леди и джентльменов! – похвал, наград и поощрений? Ну, конечно же, есть! Более того, надо признать, что если английская школа умеет крепко наказывать, то не скупится она и на похвалы даже за самые малые и незначительные с виду достижения. Исходит подобная щедрость в поощрении из установки, что нет ничего важнее в воспитании полноценной, а не задавленной комплексами личности, чем подбодрить и воодушевить, дать веру в собственные силы и способности. Короче – воспитать человека с чувством собственного достоинства.
Хвалят и поощряют в английской школе на все лады. Например, на ежеутреннем школьном собрании директор школы или руководитель года может поблагодарить целый класс или отдельных учащихся за хорошее поведение, регулярную посещаемость занятий, прогресс в учебе. Если ученик из слабых и неуспевающих выбился в передовики, его не забудут пригласить к директору, который специальной грамотой или призом поощрит рвение и труды праведные. Не останутся в тени и родители “ударника”: директор напишет им полное высоких и лестных слов письмо, от которого радостно затрепещет честолюбивое родительское сердце. За по-настоящему высокие результаты в учебе школа награждает дипломами трех степеней – бронзовым, серебряным и золотым. Однако удостоиться приза можно не только за интеллектуальные подвиги, но и за просто исправную дисциплину и пунктуальность: так, ученик, посетивший за год не менее 95 процентов всех занятий, будет поощрен специальной наградой от руководителя.
Впрочем, не одними лишь призами и грамотами обласканы английские школьники – они обласканы… лаской! Элементарным ласковым словом, которое, как известно, и кошке приятно. Так, никогда не обратится к учащемуся педагог иначе чем по имени. Не упустит случая сказать: “Ты – молодец!” или даже написать это прекрасное слово в тетрадке, итожа проделанную работу. Такие неформальные оценки, как “очень здорово!”, “замечательная работа”, “хорошо постарался” – обыденность, заменяющая скучные отметки. В одном из престижнейших заведений Англии – Радли колледж, где учатся высокоодаренные мальчики, атмосфера доброты и взаимопонимания между учащими и учениками столь замечательна – это я утверждаю как очевидец, – что сама по себе служит поощрением. Каждый вечер ребята собираются за столом, чтобы просто тихо, по-домашнему поговорить о делах. И классный руководитель сам приготовит и подаст им какао… А ректор этого колледжа, который знает каждого своего воспитанника по имени, обязательно пригласит мальчика в день его рождения к себе домой, чтобы торжественно отметить вместе это событие…
И этот “приз” будет храниться в сердце всю жизнь.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Помни, ты – лучше всех!
Американцы склонны награждать своих школьников за любую мало-мальски хорошо выполненную задачу – будь то верный ответ на уроке или прочитанная книга. Философия учителей в США такова: наказать мы всегда успеем. Особенно мягкий в смысле отношений педагогов к ученикам климат в elementary school (начальной школе). Представьте урок истории. К доске вызывается самый тихий ученик. Он сделал домашнее задание – вырезал из бумаги и разрисовал тотемный стол одного из индейских племен, живших в этой местности. Говорит два слова и то почти шепотом. Но учительница бурно его хвалит, аплодирует. Аплодисменты подхватывает весь класс. Лучшие работы с именами авторов будут стоять на столике возле доски.
Еще одна форма поощрения – похвала на общем собрании. В пятницу утро начинается с того, что детвора собирается в холле, рассаживается на ковре (каждый класс знает свое место), и классные руководители по очереди выкликают одного-двух своих учеников, которые как-то проявили себя на прошедшей неделе. Ребенок встает, о его достижениях рассказывают, все, естественно, аплодируют. Потом на этом импровизированном собрании могут показать, например, любительский спектакль – это тоже поощрение. Ведь в “труппу” плохих учеников не возьмут. Во время представления взрослых рядом с детьми не видно – самостоятельность превыше всего, и это высшая награда.
Американский школьник знает, что от него ждут в первую очередь УСПЕШНОЙ работы в школе. И в этом готовы всячески поддержать. Даже надписями на стенах. Например, учитель вывесил вот такое письмо от восьмилетнего Брэндона черепахе: “Дорогая черепаха! Неважно, что ты – медлительное животное. Не бери в голову! Всегда стремись сделать себя лучше! Никогда не останавливайся. Ты – такая, как надо”. Конечно, это письмо любой медлительный ребенок готов принять на свой счет. Или вот такой девиз уже в средней школе, который стоит взять на вооружение любому: “Делай дело так, как от тебя ожидают, но постарайся сделать его еще лучше, сверх всех ожиданий”.
Оксана РОДИОНОВА
Стипендия – в лотерею
ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА КИПРЕ, то считайте, что вам крупно повезло. В колледжах солнечного острова своя система поощрения талантливых студентов: отличники и спортсмены могут расcчитывать на 50-процентную скидку за обучение.
ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБАЯ ЧАСТНАЯ ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА предоставляет стипендии одаренным детям или ребятам из малообеспеченных семей. Единственное, что требуется от родителей, внятно и убедительно объяснить руководству, почему их чадо должно учиться именно в этой, а не в какой другой школе. Материальное поощрение предусмотрено тут также для молодых людей с выдающимися художественными и спортивными способностями.
БРИТАНСКИЙ СОВЕТ ОБЪЯВЛЯЕТ ОЧЕРЕДНОЙ КОНКУРС на получение стипендии Chevening Scolarships на 2000 – 2001 учебный год. Если стипендия у вас в кармане, вы можете бесплатно учиться в Великобритании от трех месяцев до года. Приоритетные направления: международные отношения, СМИ, менеджмент, право, экономика, городское планирование, государственное управление, экология и теология. Финансируют проект британские министерства иностранных дел и по делам Содружества.
Если вы гражданин РФ, у вас есть высшее образование, но вам еще не исполнилось 34 лет, а английским языком вы владеете в совершенстве и вы искренне считаете, что стажировка в Великобритании будет способствовать демократическим преобразованиям в России и развитию рыночной экономики, стипендия может оказаться вашей.
В СЕНТЯБРЕ В ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ ВВЦ В МОСКВЕ пройдет Первая международная студенческая выставка-ярмарка. А в рамках ярмарки – конкурс грантов на обучение в одном из международных центров CERAN в Великобритании, Франции, Испании, Японии и Бельгии. Сумма гранта для взрослых – 1500 EURO, для детей 10-18 лет – 825 EURO. Для участия в конкурсе посетитель выставки должен заполнить анкету. Ежедневно из заполненных бланков будет произвольно выбираться претендент на каждый грант. Окончательных победителей определит розыгрыш, который состоится перед закрытием выставки.
Анна ХРУСТАЛЕВА,
по материалам журнала “Обучение за рубежом”
Комментарии