Биография химика Николая Николаевича Зинина (1812-1880) составлена двумя его ближайшими учениками – Александром Михайловичем Бутлеровым (1828-1886) и Александром Порфирьевичем Бородиным (1833-1887). Без научной школы Бутлерова (среди его учеников – Марковников, Зайцев, Фаворский, Кондаков) невозможно представить развитие химии в России. А имя Бородина занимает одно из первых мест в истории высшего женского образования в России.
Ассистентом и ближайшим помощником Петра Николаевича Лебедева (1866-1912), создателя первой научной школы физиков в России, был Петр Петрович Лазарев (1878-1942). Лазарев, в свою очередь, стал учителем Сергея Вавилова, Александра Минца, Петра Ребиндера, Василия Шулейкина, Эдуарда Шпольского.
Русский писатель Мельников-Печерский (1818-1883) был учителем истории в нижегородской гимназии. Ему обязаны любовью к истории два выдающихся русских ученых – Степан Васильевич Ешевский (1829-1865) и Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Оба они позже стали и педагогами высшей школы.
Павел Ефимович Басистов (1823-1882) – преподаватель русского языка и литературы в московских учебных заведениях. На своих многочисленных учеников Басистов оказывал сильное нравственное влияние, что засвидетельствовала, например, в своих воспоминаниях знаменитая артистка Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925). Федотова сама была замечательным театральным педагогом.
Профессор философии Михаил Иванович Владиславлев (1840-1890) лучшим своим учеником и соратником имел Александра Ивановича Введенского (1856-1925). Учеником и последователем философа Введенского стал яркий философ Иван Иванович Лапшин (1870-1952).
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – художник, критик, теоретик искусства, педагог. Самым знаменитым его учеником стал Илья Ефимович Репин (1844-1930). Среди учеников Репина – Борис Кустодиев, Игорь Грабарь. Репин давал также частные уроки Валентину Серову.
Чайковский – ученик Антона Рубинштейна. Профессор Московской консерватории с 1889 года, Чайковский вел классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки. Среди его учеников – Сергей Иванович Танеев. Учеником Танеева был, в частности, композитор Сергей Михайлович Ляпунов (1859-1924). Ляпунов сам позже был профессором Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории.
В Новом Завете двенадцать апостолов – ученики, ближайшие последователи Христа. Иисус Христос омыл им ноги, подавая пример взаимного служения. В Нагорной проповеди Иисус Христос призвал своих учеников к учительствованию.
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5, 13-16).
Учитель готовит учеников к учительствованию.
Чтобы стать учителем, надобно пройти ШКОЛУ. Не просто школу, а еще и ШКОЛУ – как ученичество, послушничество и приобретение опыта.
Учитель – ученик – учитель. Культура и есть плод этого вечного круговорота. И пути развития отечественной культуры во всех ее областях те же.
Комментарии