Многие достижения педагогической науки и практики, накопленные на протяжении столетий, получены представителями медицины. Это не случайно и объяснимо не только единством объекта, но и внутренним родством обеих областей знания.
Так, например, Джон Локк (1632-1704) получил медицинское образование. Был домашним врачом и воспитателем. Педагогические идеи Локка оказали сильное воздействие на все последующее развитие педагогической мысли. Включая аналитическую педагогику ХХ века.
Гениальный хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881) одновременно самый глубокий и системный теоретик высшего образования. Как педагог Пирогов – поборник общего разностороннего гуманитарного знания. Идеи Пирогова легли в основание русской школы педагогической антропологии. Они расчистили путь для новаций Ушинского и во многом согласовались с ними.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – доктор медицины и хирургии, анатом, физиолог, гигиенист, лечащий врач. Он разработал систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания. Но и умственного, нравственного и эстетического. Описал лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый и угнетенный школьные типы. Выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Разработал программу семейного воспитания, в которой большое место занимала гигиена матери и ребенка, а также система физических упражнений и игр.
Невролог и психиатр, академик медицины Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) создал фундаментальные труды по половому воспитанию и поведению ребенка раннего возраста. Бехтерев внес существенный вклад в теорию воспитания, профилактику и терапию многих педагогических отклонений.
Врач Николай Петрович Гундобин (1860-1908) – один из основоположников научной педиатрии и возрастной морфологии в России. Автор книг «Воспитание и лечение ребенка», «Жизнь ребенка».
Колоссален вклад в развитие педагогической науки и практики Марии Монтессори (1870-1952), доктора медицинских наук, профессора гигиены. Она разработала теорию дошкольного воспитания, основанную на развитии органов чувств в особой обучающей среде.
Профессор врачебной педагогики Брюссельского университета Овид Декроли (1871-1932) был представителем так называемого нового воспитания. Его фундаментальные идеи о природосообразном воспитании сохранили свою актуальность до сего дня.
Медик-психиатр Эдуар Клапаред (1873-1940, Швейцария) посвятил свои труды связи психологии с педагогической практикой, вопросам профориентации и экспериментальной педагогики.
Книга «Как любить детей» – классика гуманистической педагогики ХХ века и одна из ее вершин. Врач Януш Корчак (1878-1942, Польша) синтезирует в ней плоды своих наблюдений детского клинициста.
Доктор медицины Бенджамин Спок (1903-1998, США) в книге «Ребенок и уход за ним» обобщил свой опыт практикующего педиатра. Наряду с медицинскими рекомендациями Спок изложил в ней представления о развитии здоровой и счастливой личности, о взаимоотношениях родителей и детей.
Число подобных примеров весьма велико.
Типы профессионального мышления у врача и педагога во многом сходны.
И воспитатель, и медик отправляются от общих закономерностей нормы и отклонений от нее. Одновременно они вносят поправочные коэффициенты на неповторимо конкретные особенности каждого данного случая.
В медицине – болезни тела и души, в педагогике – недуги, возникающие при становлении личности и усвоении норм поведения. В обоих случаях они суть вредоносные отклонения от нормального хода развития.
Педагогическая «болезнь», или отклонение, – это, например, неуспеваемость. Негативизм, аномия, агрессивное поведение, делинквентность и т.д.
И норма, и болезнь имеют свои признаки (симптомы и симптомокомплексы). В медицине и в педагогике изучением признаков и проявлений нормы и болезней занимается диагностика.
Комплексного подхода требует профилактика педагогических отклонений.
Личные трудности ребенка, объективные и субъективные, должны компенсироваться. Давать компенсацию не в дурном, а в хорошем – значит осуществлять педагогическую терапию.
Здесь образцом для педагогики служат достижения детской невропатологии, психиатрии, психопатологии.
Педагогам надобна пропедевтика и семиотика детских болезней. Важны также научные представления о дифференциальном диагнозе.
Наконец, воспитателю и учителю полезна врачебная идея «Не навреди».
Комментарии