search
main
0

Спросите у истории… …могущественно ли воспитание

Могущество воспитания демонстрируется множеством случаев. В частности, и «штучным» аристократическим образованием. Пластичность человеческих возможностей – обучаемости и воспитуемости – колоссальна. И влияние стиля, содержания и характера воспитания на образ жизни разных людей – несомненный факт.

Например, отец Людовика Пятнадцатого – герцог Бургундский, который родился в 1682 г. Несмотря на раннюю смерть, он считается наиболее интеллектуальным и одаренным из всех Бурбонов.

Его жизнь состоит из двух, совершенно не похожих друг на друга, жизней. Во второй ее половине он стал полной противоположностью самому себе.

Первые двадцать лет жизни это был нетерпеливый, капризный и крайне нетерпимый человек. Он подавлял всякое несогласие с собой. Чувственный, чтобы не сказать распущенный и развратный, картежник, охотник, пьяница. Был высокомерен, презирал людей.

Разнузданный психопат, он очень изменился к лучшему. Преданность жене, любовь к учению, благородство и даже набожность – все это было результатом коренной внутренней революции. Фантастические изменения в принце вызвал к жизни аббат Франсуа Фенелон (1651 – 1715), воспитатель внуков Людовика Четырнадцатого, автор «Телемака».

Это было настоящее педагогическое чудо.

Первым делом Фенелон, назначенный наставником герцога Бургундского в 1689 г., отменил розгу, которой так свободно и с таким бесспорно дурным результатом пользовались при воспитании других Бурбонов.

Форма педагогического творчества Фенелона была художественной: он не придавал своим наставлениям тона отвлеченных правил, а облекал их в конкретную форму басни, мифологического рассказа, аллегории, истории.

Произведение Фенелона «Приключения Телемака» – воспитательный роман. Проблематика «Телемака» – просвещенный правитель, кодекс поведения такого правителя. Взаимоотношение правителя и народа. Деспотия и ее последствия. Законность как надежнейший страж государства. Лесть и ее развращающее влияние. Захватнические войны как источник народных бедствий.

Прежде всего Фенелон хочет понять, как рождается «порок на престоле», хочет уяснить механизм этого явления. Происходит своеобразное осмысление уроков царствования.

Вот основные предупреждения Фенелона об опасностях власти.

Коварство и алчность всегда у подножия трона. Люди честные уходят: они не льстецы и не наглы. Злые, напротив того, дерзки и хитры, неотступны и вкрадчивы, раболепны, лицемерны, готовы на все против чести и совести.

Царь принадлежит не себе, а своим подданным.

Он должен смирять наглость порока, низлагать клевету, быть щитом для невинности.

«Телемак» был учебным пособием для монархов. Не менее важное значение имело и другое произведение Фенелона – «Вопросы для совести». Это произведение Фенелона представляет собой 38 вопросов о королевских обязанностях, заданных будущему правителю. Это своеобразный экзамен на право называться королем.

Герцог Бургундский стал настолько просвещенным человеком, что заявлял: «Короли созданы для своих подданных, а не подданные для королей, они хранители законов и справедливости, они не могут награждать, а только компенсировать, ибо они должники. Ничего не имеющие сами, они и награждать могут только за счет своих народов».

Герцог так глубоко осознал обязанности принца перед народом, что, когда однажды он увидел мебель, которая ему очень понравилась, а она оказалась слишком дорогой, он отказался от покупки, говоря: «Самое необходимое для подданных может быть гарантировано только тогда, если принцы отказываются от излишеств».

Дофин умер в феврале 1712 г. Из прожитых им тридцати лет пятнадцать последних он оставался лучшим из учеников Фенелона.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте