search
main
0

Спросите у истории… …как успешно учить искусству управлять собой и другими

Греческий писатель, историк и философ Ксенофонт (ок. 430 – 355/4 до Р.Х.) с молодых лет сделался последователем Сократа. В 401 году Ксенофонт поступил на службу к персидскому царевичу. Одно из сочинений Ксенофонта, «Киропедия» («О воспитании Кира»), выставляет отца царевича – Кира Старшего образцом хорошего правителя. Считая Кира человеком, заслуживающим восхищения более чем кто-либо другой, Ксенофонт тщательно исследует, что за воспитание получил этот муж, достигший таких вершин власти над людьми.

По Ксенофонту, Кир был воспитан согласно законам персов, которые весьма не похожи на законы прочих государств. Ведь в большинстве случаев государство предоставляет полную свободу родителям в воспитании своих детей. В то же время запрещают воровать и грабить, силой врываться в чужие дома, избивать невинных, противиться исполнению приказов властей и совершать другие преступления. Если же граждане нарушают эти законы, за это их наказывают.

Напротив, персидские законы содержат предупредительные меры и с самого начала воспитывают граждан так, что они не позволят себе дурного или позорного поступка.

Учителя заставляли его давать себе отчет в том, что он делал сам, и учили требовать отчета от других.

С детских лет его учили совершать благородные деяния, не падать духом, когда надо переносить трудности и лишения, побеждать сон, когда надо бодрствовать.

Он стал считать труд основой счастливой жизни. На голод он смотрел как на обстоятельство, способствующее аппетиту.

– Мой мальчик, – сказал ему однажды отец, – боги дают в удел людям, искусным в делах, лучшую жизнь, чем неумелым. Трудолюбивым они помогают достигать цели скорее, чем бездеятельным, заботливым – быть увереннее в своей безопасности, чем беззаботным. А раз надо стать именно таким, каким нужно, чтобы добиться успеха, то лишь при этом условии можно обращаться к богам с просьбой о каком-либо благе.

– Конечно же, я прекрасно помню, – отвечал Кир, – как слышал это от тебя. Те, кто не засеял поля, не имеют права молить богов о богатом урожае. Те же, кто молит богов о недозволенном, говорил ты мне, естественно, ничего от них не получают.

– А не забыл ли ты, мой мальчик, как мы некогда рассуждали с тобой еще об одном предмете? Если кто-либо сумеет повелевать другими людьми так, чтобы они получили все необходимое в изобилии и при этом сами стали такими, какими они должны быть, то разве это не подвиг, заслуживающий восхищения?

– О да, отец, я помню, как ты все это говорил. Мне так же, как и тебе, умение руководить людьми всегда казалось величайшим искусством. Полководец, – добавил Кир, – должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.

– А что, мой мальчик, – продолжал отец, – помнишь ли ты о том, что, если вселивший надежду в души людей на будущие блага обманет их, он не сможет убедить их даже тогда, когда его обещания будут вполне осуществимыми. Полководец должен воздерживаться от заверений, в реальности которых он сам точно не уверен; пусть это делают по его поручению другие.

– Отец, – отвечал Кир, – ведь ты воспитал во мне это чувство с детских лет.

– Да, мой мальчик, чтобы добиться дисциплины осмысленной, именно добровольной, есть краткий путь. Надобно радоваться вместе с людьми, когда им выпадает удача. Проявлять сочувствие, когда с ними случается беда. Оказывать помощь, когда они в трудном положении. Проявлять опасение, как бы они не совершили ошибки, одновременно пытаясь предостеречь их. Ведь путешествующие изо всех сил стараются не отстать от людей, знающих дорогу лучше, чем они сами. Напротив, если человек сознает, что повиновение принесет ему вред, его никакими наказаниями не заставишь подчиняться приказам и не прельстишь никакими дарами. Никто добровольно не станет принимать подарки, которые принесут ему вред.

– Но как можно стать в действительности мудрым и быть всегда уверенным, что принятые тобою решения полезны и необходимы?

– Совершенно ясно, мой мальчик, что этого можно достичь, познавая все, чему можно научиться у других людей, так, как ты научился тактике. Ты станешь по-настоящему мудрым, если постараешься выполнять уже принятые решения, признанные тобой наилучшими.

Кир дорожил своими подданными и пекся о них, как о собственных детях, но зато и подданные чтили его, как родного отца.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте