search
main
0

Спросите у истории… …как учить мыслить и правильно, и самостоятельно

Этьен Бонно де Кондильяк, философ, психолог, педагог, родился во Франции в 1715 году. Он получил духовное образование. Стал другом и сотрудником энциклопедистов. Кондильяк написал по заказу правительства Польши учебник «Логика, или Начала искусства мыслить». Философ закончил работу над «Логикой» в 1779 году, незадолго до своей смерти.

Вот основные положения автора «Логики» для начинающих.

Первое. Учить законам мышления надобно специально и очень тщательно.

Потребовались века, чтобы люди поняли, что мысль подчиняется законам. Существует только один хороший метод мышления, следовательно, он одинаков во всех науках. Его-то и надобно постигнуть.

Второе. Усвоить законы мышления значит научиться ими пользоваться почти автоматически.

Если вначале не всегда легко сделать для себя привычным правильный метод, то не потому, что он труден. Он не может быть трудным, ибо он естествен. Но привычки мыслить небрежно искажают природу. Задача в том, чтобы избавиться от этих привычек.

«Будучи всегда вместе с вами, метод станет наблюдать за вашими мыслями. Они будут развиваться сами собой, а метод будет заботиться о них, чтобы помешать всякому отклонению».

Третье. Если я хочу ознакомиться с машиной, я разберу ее, чтобы отдельно изучить каждую из ее частей. Когда у меня будет точная идея о каждой части и я смогу вновь расположить их в том же порядке, в котором они находились, тогда я пойму устройство машины.

Это значит иметь мысль, состоящую из стольких идей, сколько частей в самой этой машине. Идей, которые точно представляют каждую часть и расположены в том же самом порядке, в каком они существуют.

Когда я изучил предмет при помощи этого метода, мой ум доставляет мне только отчетливые идеи, хочу ли я дать отчет себе самому, или же я хочу сообщить о них другим.

Это расчленение и последующее соединение есть то, что называется анализом и синтезом.

Именно благодаря анализу и синтезу формируются правильные умы. Мы относимся с пренебрежением к наблюдению вещей, а это одна из основных причин наших неправильных рассуждений и наших заблуждений.

Ум может видеть больше, чем глаз. Потому что он расчленяет вещи для того, чтобы их снова соединить, составляет себе о них точные и отчетливые идеи. Натренированный ум видит в предмете, над которым он размышляет, множество связей, которые ускользают от не умеющих правильно мыслить.

Знания представляют собой собрание идей. И это собрание есть хорошо упорядоченная система точных идей, в которых анализ установил порядок, имеющийся между самими вещами.

Когда мы приобретаем знания при помощи аналитического метода, они располагаются в нашем уме по порядку. Мы можем воспроизвести их в памяти с той же четкостью, с какой мы их приобрели.

У нас нет другого средства для обучения самих себя. Мы не имеем и другого средства для передачи наших знаний другим.

Четвертое. Если вы хотите, чтобы я понял идеи, которых у меня нет, мне нужно исходить из идей, которые у меня есть. Когда вам хотят объяснить вещь, которой вы не знаете, ее сравнивают с другой вещью, которую вы знаете.

Мы судим о предметах и мыслях, сравнивая их. Находим сходство и различие.

Пятое. Наши идеи образуют систему, соответствующую системе наших потребностей. Ведь все наши потребности зависят друг от друга.

Систематизируя (классифицируя) идеи, мы образуем роды и виды. Благодаря этому приему мы устанавливаем порядок в наших идеях.

Образовать класс определенных предметов — это не что иное, как дать одно и то же название всем тем предметам, которые мы считаем сходными. И когда из этого класса мы образуем два или больше, мы выбираем новые названия, чтобы различать предметы, которые считаем различными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте