search
main
0

Спросите у истории… …как пожизненно совершенствуются люди, которые достигли высочайшей доблести и достоинств

Время правления Марка Аврелия, императора с 161 по 180 год, считается блестящей главой в истории римской монархии. Этому философу на престоле пришлось многие годы провести в оборонительной войне, в военных походах, отражая варваров, теснивших римские границы.

В то же время он заботился о внутреннем благоустройстве империи, уделяя особое внимание законодательству и судопроизводству. В «Размышлениях» («К самому себе»), написанных Марком Аврелием по-гречески и найденных после его смерти в его походном шатре, он писал: «Я носил в своей душе образ свободного государства, в котором все управляется на основе одинаковых для всех законов и равного для всех права».

Он лично принимал участие в заседаниях сената, в судебных разбирательствах. Сборник рескриптов Марка Аврелия пользуется авторитетом у юристов последующих поколений.

Что отличало Марка Аврелия? Сердечность и незлобивость. Скромность и мужественность. Благочестие, щедрость и воздержание не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. Простой образ жизни, далекий от всякого роскошества. Нелюбовь заниматься пустяками и неверие в россказни чудотворцев и волшебников о заклинаниях и тому подобных вещах. Истинная любовь к детям, к домашним, к истине и справедливости.

По единодушному свидетельству современников, он был вынослив в трудах, не поручал своего дела другому. Его не выводило из себя свободное слово. Был невосприимчив к клевете и всегда мог примириться с оскорбителями и обидчиками, лишь только они сделают первый шаг.

Его жизненный и политический стиль показал, что в одной и той же личности величайшая настойчивость может ужиться со снисходительностью.

Он пользовался доброй славой, не вызывая шума, и обладал большими познаниями, не выставляя их напоказ. Не держал увещательных речей, не разыгрывал напоказ ни страстотерпца, ни общего благодетеля.

Что давало ему силы всегда оставаться верным себе при жестокой боли, при потере ребенка, в опасной болезни? Непрестанное и упорное, напряженное самосовершенствование. Требовательность к себе, а не к другим.

Его беспрецедентный дневник мыслей, раздумий и адресованных себе увещеваний содержит в себе пассажи, не утратившие и в наше время уникального качества моральных истин и образцов. Вот некоторые из них:

«Стремление к самосовершенствованию делает человека справедливым, не подверженным страстям, неутомимым в трудах, безопасным от всякой клеветы, нечувствительным в несчастьях, смелым борцом в великом состязании – в борьбе со своими страстями.

Да и что волнует тебя? Людская злоба? Но подумай о том, что так многие враждовали, завидовали, ненавидели, ссорились, – и все же в результате умерли и обратились в прах. Перестань же сердиться.

Беда может постигнуть всякого, но не всякий сумеет перенести ее бодро. Постигшее тебя бедствие не может помешать тебе оставаться справедливым, великодушным, мудрым, благоразумным, правдивым, совестливым, свободным.

Так как препятствующие тебе идти по прямому пути не могут отвратить тебя от хорошего дела, то не следует лишать их своей благосклонности. Ибо сердиться на них такой же признак слабости, как и отказ от дела, поддавшись их ударам. И то и другое одинаково заставляет покидать свой пост, одно из-за страха, другое – из-за вражды.

Благосклонность, если только она искренняя, без притворства и лицемерия, непобедима, что может поделать с тобой оскорбитель, если ты продолжаешь относиться к нему благосклонно.

Не сердиться и не роптать – в этом признак силы, крепости нервов и храбрости. Как печаль, так и гнев – признак слабости. И то и другое ранит нас и предает в руки врага.

Знай, что душа, свободная от страстей, представляет собой настоящую крепость. У человека нет убежища вернее, где бы укрывшись, он мог выдержать осаду, не рискуя попасть в плен. Кто этого не понимает – невежда. А кто понимает, но не прибегает к этому, подвержен несчастиям».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте