В 1697 году великий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) знакомится с Петром I Великим и впоследствии консультирует его по самым разным вопросам. По просьбе Петра I Лейбниц разработал проекты развития образования и государственного управления в России.
То, что Лейбниц считал необходимым условием для введения наук, искусств и развития ремесел в обширной России в XVIII веке, остается непременным условием и для развития школьного дела сегодня. Потому как школа обязана быть обучающей и воспитывающей средой для активного действия учащихся.
Лейбниц перечислял Петру: для школы нужны библиотека, естественно-научный музей, музей искусств, зоологический и ботанический сад, обсерватория и лаборатории.
Библиотеку Лейбниц советовал сделать не слишком громоздкой, но хорошо подобранной и на многих языках. Хотя собирать книги следует по всем предметам, предпочтение должно отдать реальным наукам. В их число Лейбниц включал и историю.
Важно собирать гравюры и рисунки, в которых изображаются всевозможные явления природы, ремесла, эпизоды из жизни великих людей, а также наглядно представлены разного рода отвлеченные идеи.
Особо останавливается Лейбниц на музее естествознания и искусств. Он считает, что там должно быть все необходимое для соединения учебной и исследовательской работы. А именно: приборы, кабинеты, комнаты для образцов ремесленного производства.
Еще надобна галерея древностей, картин и скульптур. Питомники для животных и огороды для возделывания полезных растений. И, конечно, столярные, слесарные, оружейные и другие мастерские.
Далее очень важно: в них должно быть представлено то, что невозможно полностью описать в книгах, либо изобразить на рисунках.
Учебные лаборатории Лейбниц предлагал связать с аптеками, а также с металлолитейными и стеклянными заводами, с артиллерийским ведомством, с монетным и пробирными дворами.
Огромное значение придает он обсерватории, связывая с ней еще и агрономию, и горно-рудное дело. Конечно, и мореходство без телескопа невозможно.
Лейбниц, который высоко чтил Яна Амоса Коменского и даже посвятил ему стихи на латинском языке, находился под влиянием его педагогических идей. Поэтому неудивительно, что он заключает свое описание правильно оборудованной школы такими словами: «Необходимо следить за тем, чтобы наставники в разных науках действовали согласно друг с другом, чтобы различные учения не противостояли одно другому, но способствовали взаимному изъяснению».
Здесь перед нами в явном виде предстает идея воспитывающей и обучающей среды, способной вести детей вперед путем опережающего задания трудностей. Именно трудных заданий, а потому интересных и развивающих.
Наиболее эффективный способ организованного, целенаправленного влияния среды на детей – их взаимодействие с этим окружением.
Воспитывающая и обучающая среда – естественная стихия учения и воспитания. Она основана на процессах непреднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют.
Это самый эффективный принцип обучения и воспитания благодаря двусторонним связям учащихся с особым образом устроенным их окружением.
Образование дают не готовые ответы наставника на не заданные учениками вопросы. Нет! Подлинное развитие питомцы получают из глубин собственной души, из живого интереса к загадкам мира, которые сосредоточены в их непосредственной среде.
Содержанием организованной педагогом обучающей среды выступают культурные объекты. Они должны быть моделями серьезных видов деятельности. Цель школьного оборудования – такое управление социализацией, которое провоцировало бы самостоятельное поведение детей по приобретению знаний и умений.
Расцвет школьного дела требует, как видим, колоссальных средств. Но иного не дано.
Дорогая школа еще не самая лучшая, но хорошая школа по необходимости очень дорогая.
Комментарии