search
main
0

Спросите у истории… …как детская среда становится пространством для упражнений в преступлениях

Николай Герасимович Помяловский (1835-63), замечательный русский писатель и педагог, посвятил себя изучению и осмыслению преступности, которая зарождается в среде подростков и даже малолетних детей. Он писал статьи и беллетристические очерки на темы воспитания. Один из них, «Вукол», появился в 1859 году в «Журнале для воспитания» с подзаголовком «Психологический очерк». В это же время Помяловский работал над аналогичным очерком «Данилушка» (в неоконченном виде опубликован в «Женском вестнике» в 1867 году), имеющим во многом автобиографический характер.

С 1860 года он занялся преподавательской деятельностью в Шлиссельбургской воскресной школе. Здесь он разработал собственные педагогические приемы, в особенности интересуясь методикой обучения малоспособных детей.

Деятельность Помяловского обратила на себя внимание Ушинского, в то время инспектора Смольного института, который пригласил его преподавать в институте. Здесь Помяловский прочитал несколько лекций. Блестящее начало его педагогической деятельности оборвала ранняя смерть.

На всю его недолгую жизнь наложила отпечаток бурса (общежитие для бедных учащихся духовных училищ и семинарий), в которой он прожил с восьми до двадцати с лишним лет.

В знаменитых «Очерках бурсы» (1862-63) Помяловский анализирует трагическую ситуацию того земного ада, которому имя «дедовщина». Где одни дети находятся под властью других и взрослые не желают замечать ужасов детского тиранства.

Подростки-начальники получали возможность делать что угодно, и их подлый деспотизм развился в высшей степени.

В результате из мелких «силачей» и нестерпимых взяточников, небольших ростовщиков-кровососов вырастали отпетые преступники. Из училищных воров делались всесветные мошенники.

От детей требовался громадный запас подлости, чтобы решиться на фискальство. Тайными доносчиками всегда были дети бездарные. Чтобы доказать свое усердие к начальству, наушник доносил не только то, что в самом деле было, но и клеветал на товарищей.

Моральное уродство подростков укореняется их тренировкой в жестокости. Они колотят слабых, устрашают и подчиняют себе.

А забитые дети делаются до цинизма равнодушными к своей личности; они сами себя презирают.

Помяловский обобщал: «Бурса создает род людей, которые бывают существами отвратительными – они до глубины проникаются смрадною ложью, которая убивает в них всякий стыд и честь. Они громче всех вопят о нравственности и религии и обыкновенно проповедуют самую крайнюю, безумную нетерпимость. Беда, если они делаются педагогами. Если в их руки попадает власть, то они употребляют ее возмутительным образом; если они чувствуют в своих руках силу, то употребляют ее на зло».

Несовершеннолетние и сейчас иногда живут по образцу криминального мира (или подражают ему). То же «право силы». Та же низость. Воздух, пропитанный ложью.

Побои, вымогательство, рабство, шантаж, вандализм…

Эти подростки считают общество несправедливым, но в своей среде менее всего заботятся о справедливости. Их « законы» – клоака обыкновенного земного ада, только еще более откровенная и жестокая. Да иначе и не может быть по природе вещей – ведь они не только разрушители, но и порождения общественной жизни.

Преступник начинается в детстве. Воспитание обязано предупреждать преступный образ мыслей и не допускать практикования поступков, аналогичных уголовным деяниям.

Хорошее воспитание дает силы взрослеющим людям не впадать в отчаяние, злобу и цинизм ВОПРЕКИ насмешкам жизни и каждодневному насилию. Оно дает духовную энергию, чтобы противостоять им, побеждать и самоутверждаться в созидательном труде.

Главный тормоз правильно воспитанного человека – «страх порока и стыда» (А. Пушкин), уважение к себе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте