Трудно без единомышленников. Особенно если ты учитель начальных классов и внедряешь на занятиях ИКТ, да еще исследуешь эффективность применения информационных технологий в начальном звене. Татьяне Осколковой повезло. Сначала судьба свела ее с учеными, кандидатами педагогических наук Юрием Григорьевичем и Анной Викторовной Молоковыми. Они начали эксперимент. На уроках у младших школьников в гимназии №10 Новосибирска, где преподает Татьяна Владимировна, она стала применять электронные программно-методические средства обучения по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте. Одновременно проводила диагностику – отслеживала динамику учебной активности, мотивации, самооценки, детской тревожности, качества обучения. Главный вывод, который сделала Татьяна Осколкова: ИТ – средство, при помощи которого легко создать позитивное, творческое образовательное пространство.
А недавно у новосибирского педагога появился новый партнер, который позволил ей выйти на новый уровень исследований и практических достижений в сфере ИКТ, – фирма Polymedia, которая в мае прошлого года поставила в гимназию четыре доски SMART Board. С этим инструментом у Татьяны появились новые возможности, о которых раньше учительница могла только мечтать.
То, что у детей возрос интерес к учебе, понятно. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальчиком файл, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу. Кто же позволит баловаться с такой техникой?! Вот и тянут руки почти все на уроке. Иногда, чтобы выйти к доске, приходится постоять в очереди. Однако это эмоции. Поговорим об эффективности «волшебной» доски с точки зрения образовательного и воспитательного процессов.
«Доска SMART Board задействует визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия. С ней проще найти подход к каждому ученику», – считает Татьяна. Кроме того, видео- и аудиофункции интерактивной доски помогают сосредоточить и удерживать внимание учеников. А значит, энергия гиперактивных детей, которых теперь немало в начальной школе, наконец нашла себе выход: вместо того чтобы смотреть в окно, ребята изучают доску.
Вот какие виды образовательной деятельности доступны педагогу, который пользуется «умной» доской:
– работа с текстом и изображениями;
– cоздание заметок с помощью электронных чернил;
– cохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;
– коллективный просмотр web-сайтов;
– свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией;
– создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
– демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
– использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
– демонстрация презентаций, созданных учениками.
Татьяна Владимировна рассказывает, что новое техническое средство дало ей и ученикам несколько свобод. Первая – свобода понимания для учеников: «С интерактивной доской объяснения стали более понятными. Дети говорят, что гораздо проще сообразить, как выполнить задачу, когда учитель показывает условия на доске, а не дает инструкции устно». Вторая – свобода для самого педагога: «Я получила возможность общаться с классом, не отрывая пальцев от доски, продолжая работать с материалом. Компьютер, требующий сосредоточенности, больше не отделяет меня от ребят». Третья – свобода увидеть занятие не только «здесь и сейчас», но в любом месте и в любое время: «У меня есть возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Их можно пересылать отсутствовавшим в этот день ученикам. Ребята услышат мой голос, увидят, что и в какой последовательности писалось на электронной доске во время урока».
Комментарии