Его полная самых невероятных приключений жизнь могла бы вдохновить креативного сценариста на лихой блокбастер. Дмитрий ВОРОБЬЕВ, участник конкурса «Учитель года России»-2022 из Ставропольского края, и сам удивляется, как это все с ним случается, он человек исключительно правильный и спокойный, рассудительный и надежный, эрудированный и даже весьма дальновидный… Но, возможно, именно потому, что научился предвосхищать события, закаленный ураганами своей судьбы.
Дмитрий Александрович родился на БАМе. В палаточном городке, где жили отважные строители Байкало-Амурской магистрали, врачи были в диковинку, поэтому более-менее квалифицированную помощь оказали в Тынде, которая и стала в документах значиться как место рождения.
Отец, военнослужащий, родом из Ставрополья, отправился к границе Амурской области и Якутии не только «за туманом и за запахом тайги», скорее по долгу. Но места эти с их суровой красотой и особыми человеческими отношениями оставили глубокий след в сердцах каждого домочадца. А маленького Диму природа и вовсе околдовала, и пока он не узнал, что его призвание – педагогика, мечтал стать егерем. Правда, уже тогда мысль о том, что учителя – люди необыкновенные, настойчиво внедрялась в его осознание бытия.
– Наша классная руководительница преподавала географию. Любили ее все! Учительницу, не дисциплину! Впрочем, она смогла заинтересовать предметом даже самых безнадежных хулиганов, – вспоминает Дмитрий Воробьев.
Он решил поступить в Хабаровский лесотехнический университет на отделение фельдъегерской службы. Но… родители возвращались в Невинномысск, и ему не захотелось оставаться за тысячи километров от родных.
– Сначала я выбирал между политехническим институтом (у меня уже была специальность помощника машиниста тепловоза) и аграрным университетом, – рассказывает учитель, – но однажды попал на день открытых дверей в педагогический институт. Завкафедрой физической географии Виктор Шальнев рассказал абитуриентам, что в числе прочего у них будут полевые практики, и это стало решающим фактором. Я поступил на естественно-географический факультет, прошел конкурс в 22 человека на место. За время учебы понял, что мне хочется делиться своими знаниями с другими. И выпустился учителем географии, также имеющим право преподавать биологию.
Получив диплом, Дмитрий год проработал в воинской части, где служили родители, в должности замкомандира по работе с семьями. Но… тянуло в школу!
И все-таки первый роман со школой не задался по финансовым причинам. Родилась дочь Олеся, и Дмитрий Александрович превратился в менеджера по продаже металлопроката. И не то чтобы трубы, листы, арматура надоели до чертиков, но… Когда Наталья Владимировна Суркина, директор его школы, позвала обратно, уверив, что тяжелые времена безденежья позади, он не сомневался ни минуты.
В школе №20 Новинномысска Воробьеву было хорошо. Он вел биологию и географию, освоил технологию преподавания основ безопасности жизнедеятельности и информатики, получив второе высшее.
– Никогда не знаешь, где пригодятся навыки выживания. Еще восьмиклассником я спас тонущую сестру, хотя сам плохо плавал. Вовремя вспомнил уроки, на которых рассказывали, как надо действовать. Наверное, тот случай заставил уважать ОБЖ. Уже взрослым участвовал в спасении людей, попавших в лавины в Архызе, Теберде, – спасатели привлекали добровольцев. Да и в повседневной жизни надо быстро ориентироваться, что делать, если ребенок упал, ушибся, в школах случается всякое. Особенно приятно, когда уже бывшие ученики рассказывают, как им помогли полученные знания. Конечно, я желаю, чтобы они никогда не пригодились, но будем реалистами! – говорит Дмитрий. – Кстати, география и ОБЖ тесно связаны. Человек, имеющий хотя бы базовые знания по этим предметам, сможет сориентироваться на местности, выйти к людям. Иногда мне говорят, что даже в экстремальных условиях спасет техника. Спрашиваю: «Если вы окажетесь в горах, в лесу без связи, будете узнавать дорогу у медведей?» Возможно, пренебрежение к ОБЖ во многом складывается из особенностей преподавания. Часто уроки ведут отставные военные, не имеющие навыков общения с детьми. А педагогов, которые рассказывают интересно, находятся с ними на одной волне, ребята слушают. Сейчас в школы приходят молодые учителя, занимающиеся спортом, окончившие профильные вузы, знающие не только предмет, но и технологии подачи материала, это радует.
Побывал Дмитрий Александрович и замом по информатизации и временно исполняющим обязанности директора.
– Через несколько лет после моего дебюта, – рассказывает педагог, – началась масштабная реконструкция школы, потребовался человек, разбирающийся в ремонте, госзакупках. Без отрыва от преподавания я переквалифицировался в завхоза, 10 лет был замдиректора по административно-хозяйственной части. В 2019 году наша директор перешла в школу №18 с углубленным изучением отдельных предметов. Я последовал за ней. Коллективы, что на прежнем месте, что на новом, были замечательные и в профессиональном, и в человеческом плане.
Новинномысск – город химиков. Легендарный «Невинномысский азот» сейчас вошел в состав серьезного концерна и является крупнейшим на юге страны производителем химических удобрений. Да и здешние парфюмерно-косметические и хозяйственно-бытовые аэрозоли знают все. Требования к качеству образования в этих краях круче гор по соседству. Учитель же обязан быть разносторонним, компетентным, современным.
– Одна из самых странных претензий родителей – «вы не любите моего ребенка». Но учитель и не обязан именно любить, он должен качественно донести знания. Плохая оценка не выражение нелюбви, а всего лишь оценка. Я всегда готов помочь, дополнительно объяснить, проработать слабые места, ведь в конце концов успеваемость – показатель и моего профессионализма, но она не должна быть накрученной. В жизни человеку нужны будут именно знания, а не оценки в аттестате. Хотя без любви к ученикам в школе делать нечего, это главный стержень учительства. А вообще в школах не хватает молодежи. От Года педагога и наставника мы ждем многого, серьезных изменений, надеемся, что он улучшит ситуацию в профессии, даст решения, которые позволят привлечь молодые кадры.
Молодым быть – это всегда привлекательно, но не всегда эффективно. Для того чтобы ладить с детьми, говорить с ними на одном языке, прежде всего сегодня учителю надо быть креативным и продвинутым.
– Учитель должен знать как минимум иностранный язык, хорошо владеть цифровыми технологиями, быть медиаграмотным, – отмечает Дмитрий Воробьев.
А еще учитель, по мнению Дмитрия Александровича, обязательно должен быть артистичным, чтобы ученикам было с ним интересно, и уметь выступать перед большой аудиторией. Воробьев в этом деле преуспел, правда, говорит, что это у них семейное, отец – талантливый музыкант. Но выступления на теперешних разнообразных «пеликаньих» посиделках Дмитрия Воробьева, особенно в дуэте с помощницей губернатора края Еленой Букшей, – это на самом деле сенсационно.
– Учитель заведомо артист, мы каждый раз выходим в классе, как на сцену. И в этом искусстве надо постоянно совершенствоваться, – считает Воробьев.
Перед конкурсом педагог решился на обучение ораторскому мастерству. Курс ему понравился, надеется, что сподобится вскоре еще чему-нибудь поучиться, программ для овладения магией публичного слова немало. Но мастерство мастерством, а берет за живое душевность, которую искусственно не создашь. Искренность и профессионализм Дмитрия Воробьева помогают завоевывать симпатии людей: по итогам онлайн-опроса за его медиапредставление на конкурсе «Учитель года России»-2022 проголосовали почти 18 тысяч человек. Для него же конкурс стал значимой вехой педагогического и личностного пути.
– У меня телефон пополнился на сотню с лишним номеров – это люди, с которыми очень интересно общаться, – говорит педагог. А еще в Тюмени всем нам посчастливилось вживую увидеть и познакомиться с легендой педагогики Шалвой Амонашвили. И конечно же, что очень важно для меня, конкурс принес мне знакомство с действительными членами Русского географического общества, членом которого я стал.
На конкурсе Дмитрий Александрович сдружился с Геннадием Старуновым, учителем из Москвы. Их объединили ОБЖ и внутренняя потребность входить в класс с ясной душой.
– Ценность живого общения с детьми ставлю на первое место, – говорит Дмитрий Воробьев. – Искренний интерес к ежедневным успехам моих учеников, желание поддержать их в минуту испытаний живут во мне не потому, что так должно быть в профессии учителя, а потому, что по-другому не умею. Мы часть этого мира. Осознание себя этой частью – моя вторая важнейшая педагогическая ценность. Лучше всего понять свое место в общем круговороте жизни помогают горы. Для меня это место силы, спорт и отдых. Горы обнажают человека до самой сути, снимают с него стружку, как фреза с доски. Восхождение – это познание себя и окружающего пространства, отчасти поэтому стал участником конкурса. Постоянное движение – третья педагогическая ценность. От этапа к этапу все выше, все труднее, но все равно еще выше. Конкурс для меня нечто подобное – возможность отбросить все ненужное, уйти от обыденности и не заржаветь, расставить четкие приоритеты. Конкурс «Учитель года» – это возможность познакомиться с очень интересными и новыми людьми, поделиться с ними опытом, почерпнуть от них что-то новое, определить для себя направление развития, стать лучше, разглядеть новую вершину.
Сегодня Дмитрий Воробьев осваивает свои новые профессиональные вершины в столице края, его компетентность и умение находить неординарные способы решений в любых жизненных ситуациях оказались весьма полезными Комитету образования администрации Ставрополя. Но он уверен: чиновничьи обязанности не уведут его далеко от милого его сердцу учительства.
Дмитрий Александрович любит звезды, рыбалку, охоту, которой уже давно не занимается («Убивать кого-то не хочу, а бродить по лесам можно и просто так!» – отмечает педагог), горные походы (дважды был на Эльбрусе), коллекционировать минералы. Желает создать такую благоприятную атмосферу для процесса обучения, чтобы дать ученикам толчок для саморазвития, самореализации, желания познать мир таким, какой он есть, осознать себя гражданином своей страны. Для него существенны творчество и самореализация в профессии, доброжелательность, ответственность, открытость.
Он очень любит своих дочек, умниц и красавиц Олесю и Дашу. Старшая – лингвист, младшая – музыкант («Вылитая я», – смеется ставропольский учитель). Дмитрий Воробьев не исключает вероятности, что его девочки придут в педагогику, которая для него призвание и судьба.
Лора ЗУЕВА, Ставропольский край
Комментарии