search
main
0

Спроси у Гугла. Перспективная реальность

​Развитие науки в современном мире привело к появлению большого числа различных удобных устройств с большим объемом дополнительных функций: телефоны с функцией фотоаппарата, видеокамеры, записной книжки, wi-fi-роутера; кондиционеры с функцией обеззараживания, очистки и увлажнения воздуха; часы с функцией радиоприемника и mp3-проигрывателя; mp3-проигрыватель с функцией часов… Список можно продолжать долго.

Современный автомобиль не является исключением. Если раньше наличие часов в машине было показателем чего-то выдающегося и, разумеется, хозяин этого автомобиля в глазах окружающих становился немножко равнее равных, в нынешней реальности автомобильным bluetooth-модулем уже мало кого можно удивить. Стремление заполучить потребителя своей продукции толкает автопроизводителей комплектовать свои автомобили все большим и большим числом различных удобных устройств, проводя одновременно очень агрессивную рекламную кампанию типа «…впереди планеты всей!». Подобный подход у молодого поколения складывает очень обманчивое представление об абсолютной надежности автомобиля или технической системы и практически полностью уничтожает желание развиваться на начальном этапе и развивать в дальнейшем автомобильную и техническую индустрию. Кроме того, современный автомобиль представляет собой жуткую смесь систем принципиально различного функционирования и конструктивного исполнения: это и механика, и гидравлика, и электрика, и электроника. Современное поколение в большинстве своем пугается этого «компота» и предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления, то есть спроси у Гугла…Полностью разделенный подход к изучению естественно-технических дисциплин с отрывом от реального функционирования только усугубляет ситуацию.В результате мы получаем поколение, которое почти полностью не умеет мыслить. Про комбинирование полученных знаний и умение приложить их в реальной жизни и речи не идет. В моей практике были случаи общения с выпускниками, прекрасно знающими (для примера) закон Ома, но как его использовать на практике, им не объяснили, как бы странно это ни звучало.С другой стороны, если студентов перегрузить практической составляющей без должного внимания к теоретической части, то мы получим своеобразных роботов, живущих по принципу «взял отсюда – положил сюда», малейшее несоответствие окружающей среды – и все! «Что делать, не знаю!»При продолжении развития образования по любому из указанных выше направлений перспектив развития у российской науки, российской техники и российской технологии не будет! Немаловажную роль в самоотстранении студентов от саморазвития играют достаточно слабая лабораторная оснащенность многих технических направлений, отсутствие возможности самовыражения в выбранной специальности и явное осознание отсутствия перспектив при зачастую чрезмерно завышенной самооценке.Кризис технического образования еще не наступил, но миновать его все равно не получится. Для минимизации последствий необходимо как можно быстрее возвращать теоретико-практическую форму обучения с хорошим лабораторно-практическим подкреплением, не препятствовать желанию студента к саморазвитию. Необходимо подстегивать студента к комбинированию полученных знаний и проецированию этих знаний на реальные задачи. Задачи должны быть не просто высосаны из пальца, а иметь под собой реальную практическую значимость. Сам факт участия студента в процессе решения подобных задач значительно повысит его боевой дух и позволит пересмотреть свою самооценку. Подобное поведение заставит других студентов подтягиваться за ним, что в конце концов должно привести к здоровой конкуренции и рождению общества студентов – специалистов высокой культуры, которые не боятся сложных и взаимосвязанных систем, а знают, что все сложное сложено из простого.Обозначенная выше проблема ненова, решение ее требует значительных материальных и еще более значительных моральных средств, но кому-то надо это начинать, продолжать, а иногда и возрождать. И первыми «на линии обороны» находятся именно рядовые преподаватели. И именно от них зависит, будут ли перспективы у российского образования в реальных условиях окружающей действительности.Павел ЗУЕНКОВ, старший преподаватель кафедры автомобилей и транспортно-технологических систем Инженерно-конструкторского института Московского государственного машиностроительного университета, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте