За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Откуда такой плачевный результат?
Ответ на этот вопрос хорошо известен и в семьях, и в дошкольных учреждениях, где наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников. Минобразования России обращает особое внимание на то, что в ряде случаев отбор содержания программ дошкольного образования отражает “школьную логику” будущих учебных предметов. Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обучения. В чрезмерной нагрузке детей повинны и родители. Они считают, что, если уже в детском саду их малыша в совершенстве научат писать, читать и считать, успешное школьное будущее ему гарантировано. Школы стимулируют процесс нагрузки, когда устраивают жесткий конкурсный отбор в первый класс: от дошколят требуют объем знаний второклассников. Вот и получается, что детсады просто реагируют на запросы родителей и учителей, стремятся дать своим воспитанникам как можно больший запас знаний, заимствованных из школьной программы. Вместо игр малыши осваивают классно-урочную систему. Воспитанники старших и подготовительных групп отсиживают по четыре-шесть занятий в день. Каждое длится 20-25 минут. В итоге ситуация складывается не в пользу ребенка: интеллектуальное развитие вытесняет физическое и социально-личностное. Страдают психика и здоровье.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, Министерство образования совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков еще в прошлом году подготовило инструктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Именно оно должно использоваться в работе до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Вот лишь несколько рекомендаций.
Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах √ трех.
Их продолжительность в младшей и средней группах √ не более 15 минут, в старшей √ не более 20-25 минут, а в подготовительной √ 25-30 минут. Перерыв между ними не менее 10 минут. А в середине занятий необходимо проводить физкультминутки.
Старшие дошколята могут заниматься и во второй половине дня. Но делать это рекомендуется не чаще двух-трех раз в неделю в дни с наиболее высокой работоспособностью детей √ во вторник и в среду.
Ольга ДУБРОВИНА
Комментарии