search
main
0

Справочник или энциклопедия

Десять предметов в двух “флаконах”

Есть такие издания, которые, появившись на свет, сразу же становятся нужными всем, возвышаясь над другими книгами. Так виден огромный айсберг над поверхностью океана. Именно такое сравнение напрашивается при чтении интересно написанного, красиво изданного двухтомного “Справочника школьника: 5-11 классы” (“АСТ-Пресс”).

Рецензируемая книга – больше, чем справочник. По существу, это энциклопедия школьных знаний. В ней представлен систематизированный свод тех самых знаний, которые можно отнести к фундаментальным и которых так не хватает нашим школьникам. А это и есть главный признак энциклопедии. И потому книга заинтересует не только школьников, но и учителей, родителей и вообще любого человека, имеющего склонность к самосовершенствованию.

В первом томе представлены знания по русскому и английскому языкам, по русской литературе и по истории. Этот том имеет общего редактора О.Л.Соболеву, что сказалось благотворно на общем стиле и выразительности языка энциклопедии-справочника. Особенно привлекательны современные характеристики героев произведений русской классической литературы первой и второй половины ХIХ века. Большинство литературных характеристик выдержаны в истинно патриотическом духе, который был заметно ослаблен в учебной литературе, начиная с периода десятилетней давности. Например, актуальное для современной поляризованной России изображение двух миров в “Размышлении у парадного подъезда” Н.А.Некрасова: одному миру принадлежат богатство и власть, другому уготовлены нищета и отчаяние (с. 302).

Отлично представлены в книге произведения таких авторов, как М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов. Привлекателен и стиль изложения, в котором отсутствует уже надоевшая всем модальность “должен”. Вместо этого, характеризуя, например, литературного персонажа из “Хамелеона”, авторы пишут (с. 332): “…не всякий читатель обратит внимание на то, что Очумелов – полицейский чиновник, представитель власти, но защита справедливости, оказывается, интересует его меньше всего”. Как это все знакомо по нашей нынешней жизни! В книге введена интересная рубрика, которая называется “Есть точка зрения”, где приводятся альтернативные истолкования творчества писателей, другие взгляды на обсуждаемые вопросы. Это очень важно для становления творческой личности, преодоления односторонности и догматизма.

Второй том содержит знания по математике, физике, химии, биологии, географии и информатике. Лучшего текста по математике, помогающего быстро ликвидировать неизбежные пробелы в подготовке каждого человека, трудно найти. Особенно ценна система тщательно раскрываемых ключевых понятий, которые не случайно в математической литературе считают опорными и которыми, к сожалению, школьники владеют слабо. Почти повсеместная отмена устных экзаменов по математике сделала как бы ненужным овладение системой строгих понятий. Но это неправильно, потому что человек мыслит понятиями. Они важны для становления личной культуры мышления и речи.

Системными знаниями проникнуты и материалы по другим учебным дисциплинам. Ключевые понятия физики тщательно визуализированы. И это правильно для науки, в которой наглядность и образность играют заметную роль. Содержание физических знаний изрядно обновлено и потому является вполне современным. Этой публикацией положено начало и утверждению в своих правах сокращаемой ныне почти повсеместно химии. А ведь в век высоких технологий такая политика может аукнуться развалом российской химической школы. Отлично представлены биологические знания: здесь, правда, трудно согласиться с использованием слова “царство” в таких образных оборотах, как “Систематика царства растений” (с. 364), “Царство животных” (с. 376) и т.п. Конечно, слово “царство” понятнее детям, чем более строгие категории традиционной биологической науки. И все-таки целесообразность использования этого слова не бесспорна.

Географические знания широки, современны, энциклопедичны, интересны. Они способствуют формированию картины мира у читателей, решая тем самым одну из важнейших задач этой науки. И, наконец, последними по очереди, но не по значимости представлены знания по информатике. Без преувеличения можно сказать, в век информационных технологий эти знания нужны каждому, кто хочет жить в гармонии с требованиями технического прогресса. Здесь можно найти информацию о строении компьютера, работе с данными, с операционными системами “MS-DOS” и “Windows”, с приложениями, о работе в компьютерных сетях “Интернета”, о языках и системах программирования.

Вадим АВАНЕСОВ, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте