search
main
0

Справились на «отлично». Всероссийская олимпиада школьников порадовала результатами

В последние дни ноября в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) Москвы состоялось совещание по итогам Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) в 2011-2012 учебном году. Более ста работников образования различных уровней со всей страны проанализировали ход олимпиадной работы, обсудили проблемы, с которыми пришлось столкнуться, и попытались выработать методы их решения.

– Радостно, что проведение такого совещания стало хорошей традицией и вы из года в год приезжаете сюда с большим интересом, – обратилась к участникам совещания консультант отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Нина Свешникова. – ВОШ, равно как и олимпиада школьников, проводимая под эгидой Российского совета олимпиад школьников, является центральным звеном в работе с талантливой молодежью, стержнем российского олимпиадного движения. И наш с вами разговор пойдет в свете грядущих изменений в этой области. Они нацелены прежде всего на то, чтобы сделать ВОШ еще более открытой и прозрачной для всех педагогов, детей и их родителей. В частности, не так давно была подписана Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, сформирован Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России, первое заседание которого состоится 12 декабря т. г., по итогам недавней встречи наших ребят – победителей международных интеллектуальных состязаний с Председателем Правительства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был дан ряд поручений. Работа по совершенствованию олимпиад ведется сегодня еще и с привлечением специалистов из регионов. В реализации комплекса мер активное участие принимают субъекты Российской Федерации. Их информация, представляемая в Минобрнауки России, свидетельствует об активной работе на местах с талантливой молодежью, о хорошем опыте, который можно и нужно распространять. Что касается программы нашего совещания, то и здесь мы не стоим на месте, пытаясь сделать ее содержательной, интересной, насыщенной важной и актуальной информацией, обеспечивающей успешное решение задач по дальнейшему развитию и совершенствованию олимпиадного движения. Например, в этом году мы привлекли к диалогу высшие учебные заведения, на базе которых проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников и которые сами являются организаторами школьных олимпиад. Так, по данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками АПКиППРО, в минувшем учебном году ВОШ была проведена в четыре этапа по 21 общеобразовательному предмету. В целом на всех ее уровнях участие приняли более 18 млн школьников 5-11-х классов. Наибольшей популярностью пользовались олимпиады по обществознанию (8807 участников регионального этапа), литературе (8157), биологии (8125). По понятным причинам замыкает рейтинг астрономия (1799).Усложнение заданий от этапа к этапу и серьезный отсев соревнующихся привели к тому, что из миллионов участников занять призовое место или даже стать победителем заключительного этапа удалось уже лишь сотням. Лидеры по этому показателю школьники двух столиц: Москвы (330 человек) и со значительным отставанием – Санкт-Петербурга (139). На третьем месте расположились представители Московской области (78).Хорошие результаты, показанные российскими учащимися на национальной олимпиаде, сказались и на наградах, привезенных с международных интеллектуальных состязаний. В итоге в копилке России 18 медалей высшего достоинства, 10 серебряных и 2 бронзовые. Наиболее ярким стало выступление сборной по информатике, которая поделила первое место с китайской сборной. Юные российские математики заняли в Аргентине третье место в общекомандном зачете, а участникам Международной физической олимпиады удалось привезти призы за личные достижения: приз от Массачусетского технологического института лучшей девушке-физику, приз за лучшее инновационное решение и одно из лучших экспериментальных решений второй практической задачи.Опыт страны и высокие результаты отечественных сборных, очевидно, завоевали доверие на международном уровне, и в скором будущем России предоставлена честь стать хозяйкой не одной предметной олимпиады. Уже в 2013 году в Москве соберутся юные химики со всего мира. В 2015 году страна принимает участников Международной географической олимпиады, а в 2016 году в Татарстане состоится Международная олимпиада по информатике.Тем не менее помимо возможностей самореализации для каждого ребенка в стране и поддержания престижа российского образования на международном уровне олимпиады выявляют и ряд проблем, относящихся как к самой организации состязаний, так и к образовательному процессу в целом. В частности, среди сохраняющихся из года в год проблем были выделены несоблюдение сроков и непроведение олимпиад по отдельным предметам в ряде регионов. Здесь «рекордсменами» являются астрономия (не проводилась в минувшем году в 18 регионах), искусство (в 16) и технология (в 13). Тем не менее число таких регионов постепенно уменьшается.Впрочем, трудности с проведением олимпиад легко объяснимы, и чаще всего это не халатность или нежелание педагогов или администрации школ, а настоящая невозможность провести состязания по отдельным предметам, так как, например, в школах региона им не занимаются. К астрономии, которая теперь является факультативным компонентом в курсе физики, довольно-таки трудно предъявить претензии, однако в списке проблемных дисциплин встречаются такие важные предметы, как экономика и иностранные языки. Однако регионы задаются вопросом, почему до сих пор на этом так заостряется внимание, если каждый честно заявляет в отчете, по каким дисциплинам в регионе не могут проводиться соревнования в рамках ВОШ. В частности, этот вопрос подняли на обсуждении представители Калининградской области, где проблемным является французский язык.Также среди встречающихся на заключительном этапе проблем экспертами были упомянуты и другие затруднения. Например, при проведении олимпиад по иностранным языкам была отмечена существенная удаленность места проживания от места проведения самих соревнований.Еще одной сохраняющейся проблемой являются затруднения в оформлении дипломов призеров и победителей олимпиад. В частности, речь идет о предоставлении разнящихся сведений о наименовании образовательного учреждения, в то время как эта важная информация в дальнейшем может оказать влияние на отношение к конкретному диплому, вызвав ненужные сомнения в его подлинности и причинив тем самым психологический дискомфорт ребенку-дипломанту.Для того чтобы избежать этих проблем, в ходе совещания было предложено ежегодно создавать при оргкомитетах олимпиад рабочие группы по отдельным направлениям, которые могли бы внимательно отслеживать все эти моменты и еще на стадии зарождения их корректировать. Кроме того, в ближайшем будущем для усиления надзорно-контрольных мер в рамках организации олимпиад к работе может быть привлечена общественность. Система общественного контроля уже работает в стране по ряду направлений, так что было бы нелишним для поддержания прозрачности процедур проведения состязаний ввести ее и здесь. Так, общественные наблюдатели могли бы выезжать на все этапы олимпиады и особенно активно работать на заключительном этапе, ведь именно здесь отбираются те, кто в дальнейшем получит заветную путевку в любой вуз страны по своему профилю.На сегодняшний день страна обладает громадным опытом в проведении олимпиад, навыками грамотной и внимательной проверки и оценки работ. На первый взгляд у нас есть достаточное количество регламентирующих документов, которые описывают весь порядок организации состязаний, но, оказывается, еще остаются какие-то белые пятна. И ведь речь идет об области, где затронуты прежде всего интересы детей. В общем и целом все нарушения здесь, по словам участников совещания, могут определяться тем, что цена победы в ВОШ слишком высока. Но высока также и цена ошибки каждого, кто участвует в организации олимпиады: разработчика задачи, члена жюри и др.В целом, несмотря на все проблемные моменты, работа, проделанная в минувшем олимпиадном году на всех уровнях, была признана участниками совещания качественной и полноценной. Уже в самом разгаре новый олимпиадный год: подходит к концу муниципальный этап, не за горами этап региональный. Год от года олимпиады становятся все более массовыми. Их престиж и популярность среди детей растут, и под руководством своих педагогов и при поддержке родителей ребята готовятся не к одному серьезному испытанию, позволяющему им раскрыть свой творческий и научный потенциал, проявить себя и получить заслуженную награду. Тем не менее в олимпиадном движении остается пока еще ряд нерешенных проблем, над которыми стоит продолжать активную и тщательную работу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте