search
main
0

Справедливость по-абхазски: послевкусие Международной летней школы учителей года

Два рыбака наловили рыбы: один поймал 5 рыб, а второй – 10 рыб. К ним на ужин пришел знакомый грибник, они разделили все рыбы поровну на троих и съели. Уходя, грибник оставил 15 грибов в знак благодарности. Как разделить 15 грибов между двумя рыбаками по справедливости?

Учителя Летней школы «Учитель года» на закрытии школы

Когда я задала этот вопрос абхазским учителям, то не учла национальных особенностей чувства справедливости этих прекрасных гостеприимных и непосредственных людей. Чего только они не придумывали, чтобы справедливость (в их понимании) восторжествовала: разрезали один гриб пополам, превращали один гриб в мухомор и делили 14 грибов поровну, интерпретировали условие задачи так, чтобы непременно оба рыбака получили равное количество грибов. В Абхазии всегда так: друзья делят все пополам.

И мы с друзьями, то есть с командой учителей из России под руководством московского учителя химии Владимира Нодаровича Головнера, разделили поровну море улыбок и тепла, благодарность и отзывчивость наших слушателей Гагрского района в летней школе «Учитель года» в Абхазии. Эта школа не в первый раз организована под эгидой Министерства просвещения Республики Абхазия и при личном участии министра Инала Соломоновича Габлия. В этот раз летняя школа работала в Пицунде по направлениям «Начальная школа», «Дошкольное образование», «Абхазский язык» и «Физическая культура».

На уроке отвечает министр просвещения Инал Габлия

В начальной школе вместе со мной делились своим опытом Екатерина Геннадьевна Белоцерковская, Елена Юрьевна Мякишева, Надежда Владимировна Зюзина, Татьяна Юрьевна Шеховцова, Анна Юрьевна Бабенко. Физическую культуру представляли Дмитрий Владимирович Бесполов и Наталья Владимировна Щеглова, дошкольное образование и работу с особыми детьми – Виктория Владимировна Игнашина. Мастер-классы от российских учителей были максимально интерактивными, с включением в учебную деятельность наших благодарных слушателей. Они делали мультфильмы, играли в образовательные крестики-нолики, задавали вопросы, строили схемы, учили стихи с помощью мнемотехник, ассистировали при проведении химических опытов, осваивали нейросети. А учителя физкультуры играли в увлекательные спортивные игры, развивающие быструю реакцию и нестандартное мышление.

В секции абхазского языка работали, конечно, абхазские мастера. Стремление учителей Абхазии сберечь и передать свой язык всегда вызывает у меня глубокое уважение. После участия в нескольких школах «Учитель года» в Абхазии я тоже овладела несколькими фразами, с которых начинаю свое выступление в аудитории и неизменно вызываю аплодисменты восхищенных абхазских коллег. «Шишебзия» – «доброе утро», «итабуп» – «спасибо», «абзеараз» – «до свидания». Очень красивые песни на абхазском подарили нам на открытии школы.

Вернемся же к нашим рыбакам, которые никак не могут поделить 15 грибов. Все-таки совместными усилиями нам удалось разобраться, какой вклад внес каждый из них в ужин на троих: первый рыбак съел свои 5 рыб, а второй съел 5 рыб и 5 рыб отдал грибнику. Поэтому (по справедливости) все грибы, которые оставил грибник, надо отдать второму рыбаку. Несмотря на то что справедливость восторжествовала, мои взрослые ученики долго не могли успокоиться и поверить, что задача решена верно. Мы даже сделали с ними учебный мультфильм, разложив все по полочкам. Но групповая работа вызвала много споров и разногласий, а потом веселого смеха и удивления.

Учителя представляют групповую работу на мастер-классе Н.К. Князевой

В Абхазии всегда так: громко спорят, а потом так же громко смеются. Например, тема по русскому языку «Многозначные и однозначные слова» спровоцировала активное обсуждение слова… «сыр». Вроде бы это слово однозначное, но сколько видов сыра есть в Абхазии! Копченый, жареный, соленый, малосоленый, козий, овечий, коровий, бурдючный, молодой рассольный, сулугуни, сырные бублики и много других сортов сыра. Как же можно называть слово «сыр» после этого однозначным? Особенно когда попробовал хоть пару видов этого чудесного продукта. Вот и на этом вопросе у моей веселой аудитории возникли споры.

Наша летняя школа закончилась проектной сессией, ведь все открытые способы обучения надо было представить в практике абхазской школы. Учителя разбились на группы и под предводительством своего наставника разработали фрагменты уроков в начальной школе. Теперь они были учителями и спрашивали своих учеников, в числе которых добровольно оказался Инал Габлия. Мне показалось, что обе стороны остались довольны, ведь когда еще представится возможность вызвать к доске… министра просвещения?

Мастер-класс Н.К. Князевой и В.Н. Головнера

Чему можно поучиться у абхазских учителей, так это умению удивляться. Екатерина Геннадьевна Белоцерковская утопила в воде кусочек древесины – вздох удивления. Волшебство! Оказывается, древесина лиственницы, вымоченная в воде, тонет. Владимир Нодарович Головнер насыпал в раствор укуса соды, натянул воздушный шарик на бутылку с этой смесью – шарик стал надуваться, пока не лопнул. В зале вскрики восторга. На самом деле выделяющийся углекислый газ надул шарик. Дмитрий Владимирович Бесполов подул в срез полена – с другой стороны вышел воздух. Как это? Вопросы сыплются со всех сторон. Такой способностью обладает пористая древесина бука из-за своей необычной структуры.

Отдать все грибы из задачи одному рыбаку, обделив второго? Не бывать этому! Не по-абхазски!

Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов школы №137, Красноярск. Фото предоставлены автором

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте