Марина МИЛЯЕВА, председатель Северного окружного совета родительской общественности:
– Если родительский комитет занимается только финансовыми, спонсорскими вопросами, а решение остальных делегирует педагогическому совету, то модель школьного самоуправления не работает.
Почему наши дети, изучающие в школе предметы «Граждановедение», «Право и общество», все равно не знают своих прав и не могут ими пользоваться? Думаю, все дело в том, что знания, непрочувствованные, не пропущенные через личный опыт, не оставляют следа в душах и не становятся навыками. Но как сделать так, чтобы и взрослые, и дети захотели поменять окружающую действительность, сделать жизнь справедливее? Именно этот вопрос стал основой для выработки нового стиля в работе родительской общественности Северного округа. Перед окружным советом родительской общественности были поставлены для решения несколько конкретных задач, одна из них – через систему школьного самоуправления формировать в детях, родителях и педагогах способность к сотрудничеству в поликультурной деятельности.
Сегодня в Северном округе более чем в 85% школ налажено соуправление и самоуправление, в которых родительская общественность принимает активное участие, успешно работают родительские президиумы, попечительские советы, совместно с окружным управлением образования проводятся социологические мониторинги среди родителей и детей, окружные родительские собрания, встречи со специалистами других ведомств (управлений внутренних дел, здравоохранения, культуры и спорта), в районах регулярно встречаются родители и сотрудники окружного методического центра. На таких встречах специалисты помогают родителям в выборе методов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, не желающими или не умеющими самостоятельно решать проблемы и постоянно обращающимися в вышестоящие органы с жалобами.
Родительская общественность округа ведет большую просветительскую работу, но проблем у школы много, а следовательно, и работы у нас немало. В следующем учебном году мы хотим активнее сотрудничать с окружными СМИ по выбранному нами главному направлению работы – школьному самоуправлению.
Ответы на вопросы родителей
Как добиться соблюдения прав ребенка?
Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя МДО:
– У каждого субъекта образовательного процесса, безусловно, есть свои права, и субъект образовательного процесса должен не только уметь свои права защищать, отстаивать, но и уважать права других субъектов. Действительно, в последнее время резко увеличилось количество жалоб родительской общественности, суть которых: «Мы не хотим, чтобы этот ребенок учился в нашем классе! Уберите ребенка из третьего (пятого, шестого или другого) класса!» Такие жалобы родители порой пишут всем классом, потому что, по их мнению, ребенок хулиганит, неправильно себя ведет, всем мешает, а родители у него тоже плохие. Мне кажется, что, когда возникают такие ситуации, нужно собирать родительский комитет и разбираться с этими родителями. Правда, может быть, в другом классе, в другой школе найдется более талантливый учитель, который найдет подход к этому ребенку. Такие ситуации могут возникнуть, но ведь они внутренние.
Нас беспокоит то, что резко увеличилось количество драк в среде подростков. Драк на переменах. Драк после уроков. Без драк не проходит детство, но настораживает, что это очень жестокие драки. У нас есть предположение, что усилилось количество случаев жестокого обращения с ребенком со стороны взрослых в семье, на улице, в транспорте и это вызывает ожесточенное ответное отношение ребенка к окружающим. Эту проблему нужно обсуждать вместе с психологами, социологами, педагогами и родителями.
Комментарии