Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по его заслугам.
Античный афоризм
Общие положения о защите прав потребителей. Гражданское право, регулируя имущественные отношения между самостоятельными субъектами, основывается на признании и закреплении равенства участников данных отношений. Действительно, субъекты гражданского права по своему усмотрению пользуются и распоряжаются своим имуществом, сами решают, заключать ли им договор и на каких условиях, им предоставляются одинаковые способы защиты их прав.
Однако право не может игнорировать тот факт, что в реальности одни субъекты имущественных отношений экономически сильнее других и соответственно имеют возможность навязывать последним свою волю. Формальное применение принципа равенства в данном случае сослужило бы плохую службу: никакого равенства как раз и не получилось бы, наоборот, одна сторона безнаказанно могла бы злоупотреблять своим положением, в то время как вторая в силу различных обстоятельств испытывала бы трудности в защите своих прав.
Именно поэтому законодательство во многих случаях предоставляет слабой стороне дополнительную защиту. Кажущееся отступление от принципа равенства субъектов гражданско-правовых отношений сделано именно ради последовательной реализации данного принципа.
Простой гражданин-потребитель, не обладающий большими денежными средствами, юридическим образованием, является самым слабым субъектом имущественного оборота. Поэтому его защите в законодательстве уделяется особое внимание, и ему предоставляются все возможные способы дополнительной защиты.
Законодательство о защите прав потребителей и сфера его применения. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей потребителем является:
– во-первых, только гражданин. Юридическое лицо, приобретающее имущество для своих нужд, не является лицом, права которого защищаются законодательством о защите прав потребителей;
– во-вторых, гражданин, который приобретает товар, работы, услуги для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот случай нужно отличать от ситуации, когда гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, приобретает партию товара для ее последующей реализации. В данном случае его отношения с продавцом не будут регулироваться законодательством о защите прав потребителей. Однако если тот же предприниматель купит что-нибудь в подарок своей жене или себе в дом, то, выступая в качестве потребителя, он получит дополнительную защиту своих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых, домашних, семейных) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
На другом полюсе отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, находится продавец (исполнитель) либо изготовитель товара, но не всякий, а только
– тот продавец (исполнитель), для которого продажа товаров в розницу, оказание услуг потребителям является предметом его предпринимательской деятельности (например, коммерческая организация розничной торговли);
– тот изготовитель, который производит товары, предназначенные для реализации потребителям. Если изготовитель производит товары, не предназначенные для их реализации потребителям (например, турбины АЭС, реактивные двигатели и др.), он не является лицом, ответственным по законодательству о защите прав потребителей.
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом (исполнителем) выступает организация либо индивидуальный предприниматель.
Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно-правовых актов, главными среди которых являются Закон “О защите прав потребителей”, а также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Основные права потребителей. Гражданину, приобретающему товар для личных нужд, предоставляется целый комплекс прав.
1) Потребитель имеет право на безопасность товаров, работ, услуг. Товар, работа, услуга при обычных условиях их использования должны быть безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя. Это требование должно выполняться в течение всего срока службы товара, установленного изготовителем, а если такой срок не установлен – в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. В том случае, если товар не соответствует указанным требованиям и причиняет вред жизни, здоровью потребителя, его имуществу, то на продавца либо изготовителя возлагается обязанность его возмещения.
2) Потребитель имеет право на информацию:
– во-первых, об изготовителе и продавце реализуемых товаров;
– во-вторых, о самих товарах;
– в-третьих, о месте изготовления продуктов питания;
– в-четвертых, о режиме работы продавца.
Такая информация должна быть доступной для рядового потребителя, т.е. как минимум должна быть переведена на русский язык.
Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:
– приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;
– невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
3) Потребитель имеет право на качественный товар. Во многих случаях государственными органами устанавливаются минимальные требования к качеству товара (так называемые стандарты), которым тот безусловно должен соответствовать, что подтверждается сертификатом качества.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо изготовителя товара:
– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– расторжения договора купли-продажи.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложных товаров (телевизоры, автомобили и т.п.) требования потребителя подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.
Указанные требования могут быть предъявлены потребителем, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков (сроков годности) либо, если такие сроки не установлены, в течение 6 месяцев со дня передачи товара потребителю (или 2 лет в отношении недвижимости).
4) Потребитель имеет право требовать от организации розничной торговли заключения договора купли-продажи. Условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. В случае неисполнения продавцом указанных требований потребитель может требовать заключения договора в судебном порядке.
При заключении договора розничной купли-продажи выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товара и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора, за исключением случая, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.
5) Потребитель имеет право на обмен товара. Так, покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя. При нарушении продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя к ним применяются те же меры ответственности, что и при нарушении любых других гражданских прав: неустойка, возмещение убытков и др. Однако в данном случае законодательством предусматриваются правила, облегчающие потребителю ее применение и делающие ее более суровой по отношению к нарушителю. Суть данных правил заключается в следующем.
1. Во-первых, при неисполнении требований потребителя об устранении изготовителем (продавцом) недостатков товара, замене товара ненадлежащего качества и других требований, связанных с предоставлением товара ненадлежащего качества, нарушитель в соответствии с законом уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента от цены товара. Данная неустойка является штрафной, так как убытки, причиненные потребителю нарушением его прав, подлежат возмещению сверх неустойки. Кроме того, выплата неустойки не освобождает нарушителя от исполнения его обязательств в натуре.
2. Во-вторых, законом расширены основания ответственности продавца (изготовителя, исполнителя). Лицо, нарушившее права потребителя, несет ответственность независимо от вины.
3. Законодательство стимулирует продавца (изготовителя, исполнителя) к добровольному исполнению обязанностей перед потребителем. Поэтому при удовлетворении судом требований потребителя суд вправе вынести решение о взыскании с нарушителя в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
4. Потребителю предоставляется право предъявлять иски, связанные с нарушением их прав, по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда, что значительно облегчает их положение. Кроме того, потребители по делам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
5. Нарушение прав потребителя является основанием для компенсации потерпевшему морального вреда. Однако нужно иметь в виду, что, во-первых, наличие морального вреда еще следует доказать, а во-вторых, моральный вред подлежит компенсации только при наличии вины нарушителя прав.
Это надо запомнить
1. Последовательное соблюдение принципа равенства субъектов гражданского права требует предоставления экономически слабой стороне дополнительных гарантий осуществления ее интересов.
2. Законодательство о защите прав потребителей построено по принципу защиты слабой стороны – потребителя.
3. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых, домашних, семейных) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
4. Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом (исполнителем) выступает организация либо индивидуальный предприниматель.
5. Потребителю принадлежит право на безопасность товаров, работ, услуг; право на информацию; право на качественный товар; право на заключение с ним договора; право на обмен товара.
6. Законодательством устанавливаются особые правила ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) за несоблюдение требований нормативно-правовых актов о защите прав потребителей.
Вопросы для контроля
1. В чем заключается суть принципа признания равенства субъектов гражданского права? Как в законодательстве закрепляется данный принцип? В каких формах может существовать фактическое (экономическое) неравенство субъектов имущественного оборота?
2. Как законодательство защищает слабую сторону?
3. Почему потребитель является слабой стороной в имущественном обороте?
4. Кто в соответствии с законодательством является потребителем?
5. Кто является другой стороной отношений, на которые распространяется действие законодательства о защите прав потребителя?
6. Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей?
7. Какие нормативно-правовые акты предоставляют дополнительные гарантии защиты интересов потребителя?
8. В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? В чем заключаются особенности возмещения вреда, причиненного товаром с недостатками? В течение какого срока возможно возмещение вреда в данном случае? Кто является лицом, обязанным возместить вред? Каковы условия ответственности и основания освобождения от обязанности возместить вред?
9. Каково содержание права на информацию? Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию?
10. Каково содержание права на качественный товар? Где устанавливаются требования к качеству товара? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? К кому могут быть предъявлены данные требования? Какая ответственность установлена законодательством за невыполнение указанных требований? Как может потребитель защитить свои интересы, если продавец (изготовитель) отказывается удовлетворить указанные требования, необоснованно ссылаясь на вину потребителя в возникновении недостатков товара? Каково значение гарантийных сроков (сроков годности)?
11. Как потребитель может защитить свои интересы, если продавец отказывается заключить с ним договор розничной купли-продажи? Что такое публичная оферта?
12. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара?
13. Какие меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителей? В каких случаях применяется ответственность в виде штрафной неустойки? Каковы условия ответственности за нарушение прав потребителя? Какое значение имеет вина продавца (изготовителя) для применения мер ответственности за нарушение прав потребителя? В какой суд потребитель может предъявить иск, связанный с нарушением его прав?
14. Что такое моральный вред? В каких случаях возмещается моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав? Каковы условия возмещения морального вреда?
Задачи и задания
1. 16 ноября Игнатов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Игнатов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом, Игнатов решил обменять костюм в ближайшую пятницу, 21 ноября. Костюм Игнатов больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Игнатов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что на одном ботинке у носка отрывается подошва. 21 ноября Игнатов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация магазина обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару.
Имеет ли Игнатов право на обмен костюма и возврат ботинок? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатков товара? Какая ответственность может быть возложена на универмаг в случае неудовлетворения требований Игнатова?
2. Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, так как свои обязанности по договору магазин мог считать выполненными лишь с момента надлежащей доставки вещи на квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное им пианино.
В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть применены к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?
3. Грибанов в 1986 г. купил в магазине “Электроника” цветной телевизор “Рубин”. Как указывалось в техническом паспорте, гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 г. он продал телевизор своему коллеге по работе Коваленко. Однако Коваленко не смог внести купленный телевизор в квартиру, так как тот не пролезал во входную дверь. В итоге он продал телевизор другому своему сослуживцу, Корнееву. При перевозке телевизора документы на него были утеряны.
В 1994 г., в то время, когда Корнеев находился на кухне, телевизор, помещенный в комнате, загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом, в котором помимо Корнеева проживали еще 3 семьи.
Корнеев потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить ему убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Корнеева, сославшись на отсутствие договорных отношений между ним и Корнеевым. Кроме того, гарантийный срок на телевизор уже давно истек. Представители магазина указывали также на отсутствие в случившемся вины магазина.
Соседи Корнеева потребовали от завода “Рубин”, являющегося изготовителем одноименных телевизоров, возместить им вред, причиненный его продукцией, имеющей недостатки. Завод также отказался удовлетворить их требования. В ответном письме отмечалось, что завод вообще не имеет никакого отношения к случившемуся. По мнению представителей завода, соседям Корнеева следовало предъявить иск о возмещении вреда непосредственному его причинителю, т.е. Корнееву.
Мог ли магазин отказаться от удовлетворения требований Корнеева по указанным основаниям? По каким причинам магазин мог отказаться от возмещения убытков? Что делать Корнееву при неудовлетворении магазином его требований? Какое значение имеет гарантийный срок? Могли ли соседи Корнеева предъявить указанное требование заводу-изготовителю? Какая ответственность может быть применена к продавцу и заводу-изготовителю при неудовлетворении требований Корнеева и его соседей?
Татьяна КАШАНИНА,
Андрей КАШАНИН
Комментарии