“…Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которые грядущие поколения будут рассматривать как безумие”.
Анри Дюнан
Цели: Ознакомиться с основными нормами международного гуманитарного права.
Научить школьников мыслить самостоятельно, сравнивать, закреплять и сопоставлять материал, изучаемый на данном уроке, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Формировать уважение к общечеловеческим ценностям: гуманизму, доброте, милосердию, состраданию; прививать осознание неприкосновенности чести и достоинства личности, права человека на жизнь.
Основные понятия урока: международное гуманитарное право, конвенция, протокол, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданские лица, медицинский и духовный персонал, организация Красного Креста и Красного Полумесяца.
Оборудование урока: извлечение из Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., схема “Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права”, цифры и факты: за 5000 лет произошло 14 тыс. войн в которых погибли 5 млрд. человек; в первой мировой войне погибли 10 млн. человек; во второй мировой войне погибли 50 млн. человек; в конце ХХ века на одного убитого солдата приходится 10 гражданских лиц.
Ход урока
1-й этап. Мотивация
Учащимся предлагается рассказ их одноклассницы о ее дедушке, который во время Великой Отечественной войны попал в плен и оказался в концлагере Бухенвальд. Бухенвальд был создан в июле 1937 г. и оснащен всеми средствами для массового уничтожения людей: газовые камеры, крематории. За время существования лагеря через него прошли 240 тыс. человек, из них 56 тыс. были умерщвлены. Ее дедушка участвовал в подпольной работе, организовывал акты саботажа на военных заводах, участвовал в восстании заключенных 11 апреля 1945 г. Условия содержания военнопленных в лагере были столь тяжелыми, что он не любил вспоминать об этом.
Постановка проблемы
Учитель говорит о том, что речь на уроке пойдет о людях, ставших жертвами войны. Обращает внимание подростков на количество войн, произошедших за последние 5000 лет, и на число погибших в них людей, особенно во время первой и второй мировых войн. Подчеркивает, что наиболее жестокой стала вторая мировая война. Зверства, которые творили фашисты по отношению к раненым, военнопленным, гражданским лицам, свидетельствовали о том, что им чужды такие качества, как доброта, милосердие, любовь к ближнему. И после победы над фашизмом многими людьми, пережившими ужасы войны, двигала мысль, высказанная еще в ХIХ веке Анри Дюнаном и ставшая эпиграфом к данному уроку. Поэтому, учитывая итоги второй мировой войны, лидерами европейских государств были подписаны Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., а в июне 1977 г. были разработаны и подписаны два дополнительных протокола: о защите жертв международных и немеждународных конфликтов. Эти документы легли в основу международного гуманитарного права. Учитель отмечает, что Женевские конвенции разделяют жертв войны на две категории: лица, переставшие принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные), и лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал). Обращает также внимание на то, что именно рассмотрению основных норм международного гуманитарного права будет посвящен урок.
2-й этап. Решение проблемы
Для лучшего усвоения основных норм международного гуманитарного права учащимся предлагается обратить внимание на выдержки из Женевских конвенций, лежащие у них на партах. Сначала ребята выясняют, как конвенции улучшают положение раненых, больных в сухопутной армии и лиц, потерпевших кораблекрушение.
Предполагаемые результаты:
На основе статей 3, 12, 15, 18 учащиеся делают вывод, что конвенция защищает основные права человека: право на жизнь и здоровье (запрещаются посягательство на жизнь, всякие виды убийства, увечья, пытки, истязания, проводить над ранеными и больными биологические опыты, оставлять их без медицинской помощи и ухода, подбирать раненых на поле боя, транспортировать их, а также производить обмен ими, поднимать на борт раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и ухаживать за ними). Право на защиту чести и достоинства (запрещается посягательство на человеческое достоинство, оградить раненых, больных, потерпевших кораблекрушение от ограбления, дурного обращения).
Учитель обращает внимание девятиклассников, что на войне немалая роль отводится медикам и представителям духовенства. Они носят отличительную эмблему Красного Креста и Красного Полумесяца. Что это за организация и какую роль она играет в реализации международного гуманитарного права?
В 1859 году швейцарец Анри Дюнан во время коммерческой поездки оказался свидетелем сражения при Сольферино. Он увидел тысячи раненых, умирающих в мучениях из-за беспомощности военно-медицинской службы. Эта ужасная картина на протяжении нескольких лет мучила его. Не выдержав, Дюнан написал книгу “Воспоминания о Сольферино”. В заключение он выдвинул два предложения: в мирное время организовать бригады добровольцев, которые в случае возникновения конфликта оказывали бы помощь раненым военнослужащим; предоставить госпиталям и раненым защиту.
Воплощением первой идеи стало создание международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, воплощение второй положило путь к Женевской конвенции, подписанной 22 августа 1864 г. 12 государствами, об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутных войн.
Международный комитет Красного Креста – нейтральная неправительственная организация. Ему принадлежит особое право – предлагать воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам войны.
Ребята находят в конвенции статьи, говорящие о том, как защищаются права медицинского и духовного персонала.
Предполагаемые результаты:
Ученики на основе статей 19 и 37 делают выводы: санитарные учреждения и формирования не могут подвергаться нападению. Медицинский и духовный персонал, попадая в руки неприятеля, будет пользоваться уважением и покровительством. Он сможет продолжать выполнять свои обязанности до тех пор, пока это будет необходимо для ухода за больными и ранеными. Затем его отправляют обратно.
Преподаватель подчеркивает, что Женевские конвенции особое внимание уделяют людям, попавшим в плен.
Один из учеников рассказывает о положении военнопленных во время Великой Отечественной войны.
За 40 месяцев первой мировой войны русская армия потеряла пленными и пропавшими без вести 3 млн. 638 тыс. 271 человека. На территории России за это же время находились 1 млн. 961 тыс. 333 пленных солдата и офицеров противника. За годы Великой Отечественной войны пропали без вести и попали в плен 5 млн. 59 тыс. советских военнослужащих. На советско-германском фронте пропали без вести и попали в плен 3 млн. 262 тыс. немецких солдат. Общеизвестны факты тяжелейшего положения советских военнопленных в годы второй мировой войны, 60 процентов которых погибли в плену.
Ученикам предлагается найти в конвенции статьи, где говорится о защите прав военнопленных во время конфликтов.
Предполагаемые результаты:
На основе статьи 12 учащиеся делают вывод, что ответственность за обращение с военнопленными несет держава, в чьей власти они находятся. Статьи 13 и 15 защищают права пленных на жизнь и здоровье (любые действия, приводящие к смерти военнопленного, запрещены; держащая в плену держава обязана бесплатно обеспечить содержание военнопленных и врачебную помощь). Статьи 13 и 14 защищают права пленных на защиту чести и достоинства (военнопленные должны пользоваться защитой от оскорбления и любопытства толпы; при любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести; к женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними не хуже, чем с мужчинами).
Учитель отмечает, что в конвенции говорится о самой мало защищенной категории жертв войны – гражданском населении. Ученик рассказывает о положении гражданского населения во время Великой Отечественной войны.
Из 50 млн., погибших во второй мировой войне, 26 млн. принадлежат к составу Вооруженных Сил, а 24 млн. являлись гражданскими лицами. На территории СССР погибли от жестоких условий оккупации 4 млн. 100 тыс. человек. В вооруженных конфликтах, имевших место после второй мировой войны, в некоторых случаях среди погибших гражданские лица составляли 90 процентов.
Учитель предлагает обратить внимание на цифры и факты, где написано, что в конце ХХ века на одного убитого солдата приходится 10 убитых гражданских лиц. Ученики на основе конвенции выясняют, какие обязательства берут на себя воюющие стороны по отношению к гражданским лицам.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся говорят, что статья 32 защищает право гражданских лиц на жизнь и здоровье (запрещается принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание и привести к уничтожению покровительствуемых лиц). Статья 27 охраняет право человека на неприкосновенность чести и достоинства, свободы совести (покровительствуемые лица имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам. С ними всегда будут обращаться гуманно, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений. Женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь). Статья 33 защищает право гражданских лиц на собственность (ограбление воспрещается). Статья 44 оберегает права человека на свободу передвижения и выбора места жительства (воспрещается угон, депортация покровительствуемых лиц из оккупированных территорий на территорию оккупирующих государств).
3-й этап. Подведение итогов работы и выводы
В результате обсуждения учащиеся подводятся к формулировке определения: международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.
4-й этап. Рефлексия
Учащиеся заполняют схему:
Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права
Лица, переставшие принимать участие в боевых действиях
больные
раненые
потерпевшие кораблекрушение
военнопленные
Лица, не принимающие участия в боевых действиях
Гражданское население
Медицинский персонал
Духовный персонал
Домашнее задание:
Введение в обществознание. Учебное пособие для 8-9-х классов. Под редакцией Л. Боголюбова. Параграф 43, задания 2, 3, 5, 6.
Светлана ОМЕЛЬЯНЧУК,
учитель истории и обществознания, Муром, Владимирская область
Комментарии