Не часто, но все же приходится иногда слышать ворчание учителей по поводу «ничегонеделания» профсоюзов. Мол, зарплата худо-бедно, но все же растет, что теперь профсоюзу делать, чего добиваться? В Воронежской области обком Профсоюза работников образования и науки всегда занимал самую активную позицию, проблемы, чем бы заняться, и раньше не было – в те годы, когда выводили тысячи протестующих учителей с плакатами на главную площадь областного центра, когда защищали сельские школы от закрытия, добивались погашения долгов по зарплате и коммуналке. Нет ее и сейчас, хотя внешне, кажется, все стало гораздо спокойнее и стабильнее.
Ситуация изменилась. Сегодня с властью нужно разговаривать не лозунгами ультиматумов, а через соглашения за общим столом переговоров. И, как бы ни казалось это странным, требуется намного больше гражданского мужества, чтобы высказывать взгляды, отличные от официальной точки зрения. Особенно в публичных выступлениях с трибуны.Помню, как лет десять назад бывший тогда воронежский вице-губернатор на областном августовском педагогическом совещании, разгневавшись, принародно попенял председателю Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки Тамаре Андреевне Бирюковой за ее боевой характер и возмущенную критику: «Вы снова недовольны! Мы стараемся-стараемся, а у вас все одно: зарплата у учителей маленькая, пособия на методлитературу не платят!..» Она тогда ответила, что когда будет что-то хорошее, то обязательно об этом скажет, и зал, полный известных в области учителей, директоров школ, ректоров вузов и заведующих РОНО, буквально взорвался аплодисментами – хлопали ей, а не заму губернатора.Какие же темы для разговора с властью находит сегодня профсоюз, чтобы решать вопросы социальной защиты работников образования? Прежде чем ответить, сразу скажу, что на августовском совещании 2014 года Тамаре Бирюковой снова аплодировал весь зал, а сидящий в президиуме заместитель нынешнего губернатора – нет, не возмутился и не обиделся, но пробовал отшутиться. Ведь если критика справедливая, ничего другого не остается, как держать удар и сохранять лицо. Хотя главное, конечно, не в этом, главное – чтобы спорные моменты не зависали в воздухе, а проблемы решались. Среди позитивных моментов работы областной власти, отмеченных профсоюзами, – строительство новых современных школьных зданий, подвод водопроводной канализации в школы, оснащение современным оборудованием и, конечно, рост заработной платы. По словам Тамары Бирюковой, в области удалось достичь целевых показателей повышения зарплаты по категориям педагогических работников, обозначенных в майском указе Президента РФ 2012 года. Но нельзя не понимать, что повышение зачастую достигается путем оптимизации численности работников и чрезмерной интенсификации труда. То есть учителя сегодня получают больше за счет увеличения педнагрузки, дополнительной работы в кружках и группах продленного дня. Оклад по-прежнему остается маленьким – 7-8 тысяч рублей плюс доплаты за квалификацию. Хотя именно реальное увеличение гарантированной части оплаты труда поможет удержать в школе опытных профессионалов и привлечет молодежь. В этом направлении в области тоже немало делается, например, как говорит Тамара Андреевна, установлены доплаты молодым специалистам – от 20% до 30% на всю учебную нагрузку в течение пяти лет. Однако единовременной денежной выплаты – «подъемных» для молодых специалистов в Воронежской области нет. И областной закон «О молодом специалисте», принятый в марте этого года, не коснулся системы образования. Хотя речь в нем об очень скромных суммах: 10 тысяч в первый год, 15 тысяч во второй год и 20 тысяч рублей поддержки в третий год работы. Для сравнения: в Орловской и Астраханской областях начинающие учителя получают по 50 тысяч рублей, в Брянске, Курске – по 6 окладов, в Липецке – 20 тысяч единовременно плюс по 10 тысяч в год в течение трех лет. Тюмень дает 1 миллион рублей и автомобиль! – Мы понимаем, – говорит Тамара Андреевна, – что Тюмень для нас ориентиром служить не может, но отдать начинающему учителю 45 тысяч рублей за три года – вполне реально. Обращение о доплатах начинающим учителям направлено нами губернатору области Алексею Васильевичу Гордееву.Еще несколько цифр по молодым специалистам. Профсоюз провел анкетирование 1000 молодых учителей, из них 67% пожаловались на низкую заработную плату, 73% – на вал бумажной отчетности, 48% вообще подвергли сомнению результативность проводимых в образовании реформ. Еще одна тревожная цифра: 47% опрошенных заявили об отсутствии уверенности в завтрашнем дне. И очень многие молодые педагоги сожалеют о том, что у них не было или нет наставника-профессионала. Все это говорит о недостаточности принимаемых мер по поддержке молодых учителей. Но позитивный пример, по словам Тамары Андреевны, тоже есть. При заключении регионального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы обкому профсоюза удалось договориться с Департаментом образования, науки и молодежной политики о возрождении системы наставничества. Теперь в первый год работы молодого учителя у него в школе будет опытный наставник, который за свою работу получит доплату, ее размер будут утверждать в школьном коллективном договоре. Еще одна проблема, которую профсоюз не упускает из виду, – жилье для учителя. В области запущена программа льготного ипотечного кредитования для молодых учителей, по которой из регионального бюджета оплачивается 20% стоимости жилья, а процентная ставка составляет всего 8,5%. Правда, пока кредитом смогли воспользоваться менее 30 человек. Еще в Воронеже начато строительство трех льготных домов для профессорско-преподавательского состава вузов и других категорий работников образования. Инициатор этого строительства – тоже профсоюз, конечно, при поддержке областных властей. Стоимость квадратного метра под ключ составит 29 тысяч рублей, это при том, что в Воронеже сейчас средняя цена приближается к 50 тысячам за метр. Увы, но даже по такой льготной ставке далеко не всякий педагог может себе позволить приобрести жилье. Самый яркий пример – ситуация с учителем английского языка Кристиной Антонян. Рассказывает Тамара Бирюкова: – В феврале 2012 года в рамках государственной программы из Армении в село Русская Гвоздевка Рамонского района приехала учитель английского языка Кристина Антонян. Произошло это не случайно: готовясь к аккредитации, директор Русскогвоздевской школы вынуждена была заняться решением кадрового вопроса, поскольку на тот момент в школе учителя вели по нескольку предметов, а отдельные предметы не преподавались вообще. В числе этих предметов был английский язык.Но, пригласив учителя на работу, его вопреки требованию закона об образовании не обеспечили жильем: полгода Кристина Антонян с мужем и двумя маленькими детьми ютились в школе, затем семья сняла дом на собственные средства. Однако и тут на педагоге сэкономили: жилищно-коммунальные льготы Антонян предоставляются не в полном объеме: не компенсируется плата за жилье, которое она снимает у частника.Обком профсоюза обратился в администрацию Русскогвоздевского сельского поселения, к главе администрации Рамонского района Виктору Логвинову и руководителю Департамента соцзащиты области Наталье Самойлюк. Но из всех трех инстанций мы получили отписки с разъяснением, что денежная компенсация производится только по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного и муниципального жилого фонда, а также у собственников помещений в многоквартирных домах.Но сегодня в селах, да и районных центрах, практически нет многоквартирных или муниципальных домов, в которых учитель мог бы снимать жилье. Сегодня жилье в основном частное.Действительно, если смотреть на проблему шире, что и предлагает Тамара Андреевна, нужно думать о том, на каких условиях завтра будут снимать жилье молодые педагоги, приезжая в районы. Или им тоже будут под теми же предлогами отказывать в компенсации коммунальных расходов? Видимо, следуя поговорке «голь на выдумки хитра», некоторые школы ищут свои, доступные на первый взгляд способы помощи начинающим учителям. Так, в одном из районов деньги на оплату жилья молодым учителям берут из стимулирующего фонда. То есть мало того что педагоги, по сути, сами за себя платят, так еще и рискуют вступить в конфликт с надзорными органами, занимаясь нецелевым расходованием бюджетных средств.Справедливости ради заметим, что в области уже есть примеры, когда главы муниципалитетов думают и работают на перспективу, совместно с руководителями районных отделов образования и с председателями райкомов профсоюза. В селе Лосево Павловского района при лосевской школе № 1 построен дом, который по договору социального найма предоставлен молодой учительнице английского языка. А в Богучарском районе педагогам предложили целиком 30-квартирный дом, и сегодня три квартиры все еще в резерве – ждут молодых специалистов. Подобное распределение уже имеющегося муниципального жилья или его строительство могло бы стать оптимальным решением жилищной проблемы начинающих учителей. Еще о двух категория работников образования сегодня болит душа у профсоюза. Первая – учителя учителей – методисты. К ним до недавнего времени отношение учредителей образовательных организаций, то есть муниципалитетов, было довольно прохладное. В некоторых районах даже решили, что методические службы вообще не нужны, и решили их сократить. А там, где методисты остались, под сокращение попали их зарплаты. После настойчивых обращений профсоюз получил поддержку от областного Департамента образования, науки и молодежной политики, также выступившего в защиту методических служб в районах. Теперь есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону, а работа методистов будет оплачиваться наравне с учительским трудом. Вторая категория работников образования, на чью защиту становится сегодня профсоюз, – это заслуженные учителя, вышедшие на пенсию. – Недавно, – говорит Тамара Андреевна, – ко мне на прием пришел кадровый военный, проживающий на Дальнем Востоке. Он рассказал о заслуженном учителе, у которого когда-то учился. В этом году они вместе с бывшими одноклассниками навестили любимого педагога, проживающего в Острогожском районе. До какой же степени они были удивлены, когда узнали, что пенсия заслуженного учителя чуть больше 8 тысяч рублей! Он едва сводит концы с концами!.. Самое печальное, по словам председателя обкома профсоюза, в том, что это далеко не единичный случай. Чтобы попытаться исправить ситуацию, в конце июня обком разослал главам районов и муниципалитетов обращение с просьбой изыскать средства на установление доплат заслуженным педагогам – пенсионерам, тем более что в районах их не так уж много, обычно 2-3 человека. Это только в областном центре таких учителей почти сто. Тем не менее в Воронеже нашли возможность доплачивать им по 2300 рублей. Позаботился о своих педагогах и Новохоперский район, установив даже еще большую доплату – на уровне фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, которая с 1 апреля этого года составляет 3910 рублей. А в Павловском районе доплачивают всем гражданам, имеющим почетные звания, не только пенсионерам, но и работающим. Сегодня эта доплата составляет 350 рублей. Увы, остальные районы молчат и не спешат поддержать своих заслуженных учителей, ссылаясь то на нехватку средств, то на несовершенство законодательства. Только ведь и профсоюз не отступает. Знаю, что и в следующем своем выступлении где-нибудь на большом совещании или на каком-нибудь торжественном мероприятии Тамара Андреевна наверняка снова вернется к этим темам. Снова напомнит присутствующим о необходимости помощи и внимания к тем, кто нуждается. И не потому, что работа у нее такая, хотя и это тоже правильно, но еще и потому, что душа ее всегда просит справедливости и доброты. И еще знаю, что районов с действующими надбавками и жильем для учителей обязательно будет больше – не два-три, а гораздо-гораздо больше, может, даже все. Вот такая она, работа профсоюза. Воронеж
Комментарии