Что такое управляющий совет школы?Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. Это означает, что к управлению школой привлечены не только учредитель и школьная администрация, но и представители общественности, прежде всего родительской.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» принципом управления системой образования определен государственно-общественный характер.В состав управляющего совета входят директор школы, представитель учредителя, старшеклассники, родители, работники школы, кооптируемые члены.Стоит отметить, что к коллегиальным органам управления можно отнести не только управляющий совет, это также общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, наблюдательный совет, попечительский совет и прочие, предусмотренные уставом организации. Но существуют отличия.Чем управляющий совет отличается от других советов образовательной организации?Органы внутришкольного самоуправления отстаивают интересы отдельных групп – учащихся, родителей, педагогов. Управляющий совет представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.Первоочередная задача управляющего совета – стратегическое управление школой, то есть решение вопросов, принципиально важных для жизни и успехов школы в целом, определение целей и их реализация.Таким образом, главное отличие управляющего совета от других общественных структур – юридическое право участвовать в управлении школой, принятии и выполнении управленческих решений.Зачем школе управляющий совет?Действительно, непривычно словосочетание «управляющий совет» в применении к бюджетным учреждениям, тем более образовательным, где сильны установки на единоличное управление.Однако во всем мире к принятию принципиально важных для организации решений (независимо от сферы деятельности) привлекаются владельцы, акционеры, участники, заинтересованные лица, нанимаются профессионалы-управленцы. Это профессиональный менеджмент. Кроме того, весьма результативны командный стиль организации управления, формирование деловой, эффективной команды помощников в управлении, использование потенциалов групповых обсуждений, делегирование.Кого мы можем назвать главными акционерами и заинтересованными лицами в этой цепочке? Конечно, родители больше всех заинтересованы в высоком качестве образования, благополучии школы и комфорте школьной среды.Как управляющий совет может позитивно повлиять на работу школы?Управляющий совет:- помогает работникам школы услышать мнение родителей;- помогает улучшить условия пребывания детей в школе;- влияет на образовательный процесс, так как имеет право согласовывать образовательную программу, школьный компонент, профили обучения;- согласовывает программу развития школы;- осуществляет консультационную помощь в финансовых, юридических, социальных и прочих вопросах.Как проходит заседание управляющего совета?Совет собирается определенное количество раз в год. Вопросы, предложенные для рассмотрения, включаются в повестку для заседания. Повестка дня и все документы, необходимые для принятия решений, направляются персонально каждому члену управляющего совета заблаговременно.По каждому пункту повестки выступает докладчик. Предлагается проект решения. Проводится голосование. Секретарь совета подсчитывает голоса, заносит решение в протокол.Случается так, что в ходе обсуждения вопроса выносится общее компромиссное решение, отличное от предложенного в проекте. Даже если автором решения является директор образовательной организации, в нашей школе директор способен учитывать и использовать внешние условия (нужды, потребности, мнения участников образовательного процесса) через обсуждение.Протокол и видеозапись заседания публикуются на сайте школы.Как могут люди, не имеющие отношения к образованию, представлять большинство в управляющем совете образовательной организации?Члены управляющего совета проходят обучение. У МГПУ есть специальный курс «Государственно-общественное управление образованием». По окончании выдается сертификат.Важно то, что этих людей объединяет главное – дети, являющиеся учениками данной образовательной организации. Это огромная движущая сила с одинаковым вектором.Как правило, представители родителей в управляющем совете – это очень интересные, успешные в своих профессиях люди, уверенные и неравнодушные. Они готовы брать на себя ответственность, соучаствовать, помогать. Их выбрала родительская общественность, им оказали доверие.Люди разных профессий, собранные для одного общего дела, формируют хорошую команду. Мы все одновременно видим объект обсуждения в разных плоскостях. Школьный работник видит одно, юрист увидит другое, экономист обратит внимание на третье, дизайнер заметит четвертое. Такой сложный многогранный взгляд позволяет выключить родителя, действующего только в интересах собственного ребенка. Действительно, необходимо учесть много факторов, чтобы понять, как именно будет правильно, не как удобно и легко ребенку, а как нужно и полезно.Школьный управляющий – это не тот, кто руководит и распоряжается. Скорее, он старается найти ту область или проблему, где может применить свои знания с наибольшей пользой для общего дела.Определенные компетенции членов управляющего совета играют важную роль при создании профильных комиссий. В частности, в нашем совете есть комиссия по финансово-хозяйственной деятельности и экономическим вопросам, социальная комиссия, учебно-педагогическая комиссия, комиссия по работе с родителями и местным сообществом.Кто может стать школьным управляющим?Членом управляющего совета может стать любой желающий, имеющий активную жизненную позицию, заинтересованный в содействии успеху и благополучию школы.Необходимо быть избранным, делегированным или кооптированным определенным сообществом или структурой. Избираются представители от родителей, старшеклассников, работников школы. Кандидат выдвигается соответствующей инициативной группой и участвует в выборах.Представителей от родителей в управляющем совете больше всего.Для чего нужны профильные комиссии?Как говорилось выше, управляющий совет в полном составе собирается определенное количество раз в год. В течение года возникают различные вопросы, требующие оперативного решения. Для решения таких задач создаются соответствующие комиссии, рабочие группы, которые собираются по мере необходимости для оперативного обсуждения вопросов.Также бывают моменты, когда проблема носит личный характер, родителям или ученику необходима помощь в ее решении, но они не хотят выносить вопрос на совет или доводить до сведения педагогов. В таких случаях комиссия выступает посредником в решении конфликтных вопросов, переговорной площадкой.Как организована работа с родителями?В школе регулярно проводятся родительские собрания, комитеты, члены управляющего совета доступны для обращений и общения. Электронные адреса членов управляющего совета есть на школьном сайте. Один раз в год проводится общешкольная родительская конференция.Но все вопросы нельзя решить ни на одном собрании. Советом организована постоянная работа с родителями. Создана группа в социальной сети, куда входят председатели родительских комитетов всей школы и председатель комиссии по работе с родителями и местным сообществом. Данный ресурс позволяет всегда быть в курсе родительских мнений и проблем, принимать жалобы и предложения. Также, это наиболее быстрый и эффективный способ донести до родителей всей школы необходимую информацию.Управляющий совет выступает в качестве участника традиционных местных общественных мероприятий – праздников, благотворительных акций, направленных на сохранение и развитие местных традиций.Регулярные благотворительные акции можно смело назвать местной традицией. Родительская общественность проявляет высокую активность в вопросах благотворительности. Вырученные средства направляются нуждающимся семьям. Случались ситуации, когда в беде оказывались семьи учеников или учителей школы. С огромной гордостью за наших родителей хотелось бы сказать, что реакция на клич о помощи всегда бурная и мгновенная.Общественные мероприятия играют важную роль, так как молодому поколению передается уклад жизни местного сообщества, у ребят формируется гражданская позиция.Школе необходимо взаимодействовать с местным сообществом, большая часть которого имеет прямое отношение к школе, ведь это родители учащихся, ее ученики, выпускники, семьи учителей.Так что одна из главных задач, стоящих перед управляющим советом, – сделать школу открытой, прозрачной, приветливой и привлекательной для местного сообщества.Наталья СЕДОВА,председатель комиссии по работе с родителями и местным сообществом, член управляющего совета школы №1298 «Профиль Куркино»
Комментарии