search
main
0

Спрашивали? Отвечаем!

Когда ребенок впервые приходит в первый класс, он еще не подозревает, встреча с какими трудностями ему там предстоит. Еще вчера он выбирал себе занятия по вкусу, играл и выполнял несложные требования родителей или воспитателей детского сада. Теперь у него – масса обязанностей: вовремя ходить в школу, делать уроки, не быть хуже одноклассников. И в какой-то день ребенок заявляет, что не хочет ходить в школу. Что делать?

Марина ПАСТУХОВА

“Умные” игры

ожно ли повзрослеть за один день? Разумеется, нет. И поэтому в большей или меньшей степени первоклассник испытывает психологический стресс, связанный с изменением условий жизни, резко возросшими физическими, интеллектуальными и психическими нагрузками. Нельзя не учитывать и тот факт, что школа – учреждение, хоть и призванное служить интересам подрастающего поколения, на деле является частью того, не всегда доброжелательного и справедливого общества, в котором живем и мы, взрослые. А значит, стать учеником без психологической подготовки – это серьезный риск сорваться на школьном старте. Причем срывы в детском возрасте, когда психика еще не окрепла, чреваты душевными травмами, оставляющими след на всю жизнь.

Так что же делать? Обучить как можно раньше чтению и письму? Тренировать усидчивость и терпение? Вовсе нет. Каждому умению – свое время. Ребенок должен играть, потому что это естественно для его возраста. Но лучше, если это будут “умные” игры – такие, которые исподволь научат его произвольно контролировать свое поведение, уметь при необходимости сосредоточиваться, проявлять инициативу соответственно школьным задачам, свободно общаться со сверстниками и учителями. Только при таких условиях ребенок захочет учиться, и учеба будет ему в радость.

Научить ребенка таким “умным” играм смогут психологи или классные руководители. Можно также порекомендовать их родителям.

Умение контролировать свое поведение, свои эмоции – чрезвычайно важное качество не только для школьной, но и для дальнейшей “взрослой” жизни. В школе этому обычно учат с помощью запретов (“звонок на перемену – не для учеников, а для учителя!”, “перемена для отдыха, а не для беготни!”). Подобный метод заставит ребенка подчиняться требованиям старших и одновременно будет способствовать его внутреннему и внешнему закрепощению. Кстати, по такой вот скованности, “зажатости” российских (раньше – советских) граждан всегда узнают за границей местные жители. Купечески-хамский разгул иных “новых русских” свидетельствует не о внутренней раскрепощенности, а о неумении контролировать свое поведение применительно к общепринятым правилам.

Для того чтобы ребенок не методом проб и ошибок, а “шутя и играя”, смог научиться самостоятельно контролировать свое поведение, можно использовать несложные развивающие игры.

“Вернись на место”. Участники игры сидят на диване или на ковре. На полу веревочкой изображается круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем все повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.

“Делай одновременно”. Участникам предлагается отбивать носком одной ноги два удара, а носком другой – три.

“Замри”. Дети произвольно расходятся по комнате. По команде “Замри” (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающую конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и отводится в сторону (садится). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

“Запрещенное движение”. Участники стоят и выполняют несложные гимнастические упражнения, показываемые им ведущим. Выполняются все упражнения, кроме одного (“запрещенного”), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо “запрещенного” упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо “запрещенного” движения поднять руки вверх участники должны присесть.

“Отгадай”. Водящий ребенок выходит из комнаты. Остальные договариваются, что они будут показывать, когда водящий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашивает: “Что вы делали, пока меня не было?”. Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.

“Пожалуйста” 1-й вариант. Все участники игры и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), играющие должны их повторить только в том случае, если к показу добавляется слово “пожалуйста”.

2-й вариант. Аналогично первому варианту, но тот, кто ошибся, должен выполнить фант: выйдя на середину, выполнить задание (улыбнуться, попрыгать и т.д.).

И напоследок еще раз обращаем ваше внимание на то, что, играя с ребенком, вы развиваете не только его физическую сферу, но и конкретные психические функции, необходимые для успешного обучения: память, внимание, способность к сосредоточению.

Вадим РОДИОНОВ,

кандидат педагогических наук, директор Центра психосоциальной работы;

Ольга КРУШЕЛЬНИЦКАЯ,

психолог-игротерапевт

На творчество времени нет

Классный руководитель должен владеть широким кругом знаний, быть организатором, делопроизводителем, психологом. В нынешней государственной школе освобожденного классного руководителя нет. Эту должность, за чисто символическую плату, ведут учителя-предметники, причем часто против своей воли. Оплата неадекватна ответственности. Кроме того, учитель загружен учебными часами по предмету и подготовкой к ним. А в сельской школе часто не хватает учителей, приходится вести уроки по другим предметам. Это дополнительная нагрузка. Учитель измотан работой с предметом. На творческую работу с классом у классного руководителя уже не остается ни времени, ни сил. А потому и сводится вся деятельность к чисто “дежурным” функциям – проверить дневники, заполнить журнал, отреагировать на какое-либо происшествие в классе.

Для того чтобы поднять классного руководителя на должную высоту, на мой взгляд, этому искусству (думаю, что это именно искусство) надо учить. Учить в учебных заведениях, готовящих учителей. Кроме того, подходя с набором высоких требований к классным руководителям, надо соответствующим образом и оплачивать труд. Приравняв, например, час работы с классом к стоимости одного академического часа по предмету.

Н.НАУМОВ,

директор Алексеевской основной общеобразовательной школы

Санчурский район,

Кировская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте