Цель. Дать учащимся наиболее полное представление о религии, религиозном мировоззрении; продолжить воспитание нравственных и этических норм через обращение к духовно-культурному наследию прошлого. Основные содержательные линии: религия и культура; религия и нравственность; религия и общество; наука и религия; взаимоотношения между наукой и религией; разнообразие религий.
«Самый большой слепец тот, кто не хочет видеть».Свифт
Многие ценности и принципы, провозглашаемые христианством, присущи и другим религиям. Во многих религиях мира мы можем найти общие принципы и системы нравственных ценностей.
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.
Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, что желает себе.
Универсальные принципы, в которые верит большинство людей мира, все-таки существуют. Они пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия. В жизни они применяются по-разному, но удивительная последовательность самих принципов существует во всем мире. Таким образом, во многих религиях мира мы можем найти общие принципы и системы нравственных ценностей.
У истоков религий
На протяжении прошлого столетия многие люди пытались объяснить происхождение религии, используя рационалистический подход. Ее считали пережитком «детства» человечества, когда еще не было науки и существовало множество суеверий. Таким образом, все усилия были сосредоточены на том, чтобы разоблачить религию; такой подход предполагал, что ни при каких обстоятельствах религия не может оказаться чем-то правильным и естественным. Однако сейчас большинство ученых признает, что невозможно определить время зарождения религии, поскольку она возникла одновременно с самим человечеством.
Данные археологии говорят о том, что с самого начала истории люди обладали определенным религиозным чувством. В самом деле свидетельства религиозной практики или веры в сверхъестественное являются одним из важнейших критериев определения того, принадлежат ли доисторические останки человеку или нет. Ученые пришли к выводу о том, что никогда в истории не существовало общества без религии. (Многие исследователи считают идеологии типа марксизма также своего рода религиями, так как они обладают определенным религиозным измерением). Хотя доисторические люди не оставили письменных свидетельств о своих верованиях и ритуалах, очевидно, что они были религиозны.
Так, свидетельством религиозности неандертальцев является наличие и природа мест захоронения (животные не хоронят умерших собратьев!): похороны сопровождались определенными ритуалами, мертвым приносились дары. Дары были предназначены для того, чтобы помочь умершим в будущей жизни, что, естественно, предполагает веру в загробную жизнь. Мы, конечно, вряд ли когда-нибудь узнаем, во что верили эти люди и каковы были их ритуалы. Однако определенную помощь в этом могут оказать современные примитивные общества, чей образ жизни, будучи очень религиозным, по всей вероятности, напоминает тот, что был в исчезнувших первобытных обществах. На протяжении всей истории человечества подавляющее большинство людей и обществ были религиозны, и несмотря на то, что религия требует жертвенного образа жизни, а также вопреки преследованиям и недавнему распространению материализма религия сохранилась. Такие вопросы, как смысл жизни, страдание, жизнь после смерти, всегда стояли перед людьми. И религия появилась в ответ на такого рода духовные поиски человечества; она отражает стремление людей к нравственным и этическим идеалам. Следуя этим стремлениям, все религии развивались в трех основных направлениях.
Религия и культура
Во-первых, каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существует один или несколько богов, которые ждут от нас определенного поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Таким образом, религия – это нечто большее, чем только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров – плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаменование уже полученного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). Этот последний мотив часто вырождался в магию и суеверие. В религиях, возникших и развивавшихся позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы – самоотречения, молитвы и добрых дел.
Существует множество обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С помощью обрядов религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.
Религиозное мировоззрение и сопутствующие ему обряды являются одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя, наиболее созидательная и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Для многих христианских стран письменность и история начинались с перевода Библии на их родной язык. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для некоторых величайших в мире литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия также была источником изобразительного искусства. Микеланджело, крупнейший художник эпохи Возрождения, был глубоко религиозен и черпал в религии сюжеты своих фресок. В области архитектуры самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами. Драма также выросла из религиозных обрядов и всегда вдохновлялась религиозными темами.
Если мы обратимся к истории России, то увидим, что славянская письменность была изобретена первыми христианскими просветителями Кириллом и Мефодием для того, чтобы сделанный ими перевод Библии дал возможность новообращенным христианам не только слушать устный пересказ библейских притч, но также и читать Писание на своем собственном языке. Если мы задумаемся о том, что мы знаем сегодня об истории и культуре средневековой России, то поймем, что почти все наши данные прямо или косвенно связаны с историей христианства. Авторами большинства исторических летописей, являющихся основным источником знаний по истории страны, в течение многих веков были монахи. Из памятников культуры этого времени до нас дошли прежде всего храмы – просто потому, что в течение долгого времени они были чуть ли не единственными каменными постройками на Руси; нельзя также не сказать о фресках и иконах, созданных такими великими художниками, как Андрей Рублев или Феофан Грек. Светской литературы в те времена еще по сути не существовало, и помимо исторических летописей до наших дней дошли лишь религиозные книги, оформленные порой так изысканно, что сами они становились произведениями искусства. Самые красивые украшения, предметы утвари, хранящиеся сегодня в музеях, также обычно предназначались для храмов. Из музыкальных произведений того времени нам прежде всего известны древние религиозные песнопения.
Причем все эти данные помогают нам не просто узнать о развитии религии в определенной стране. Они дают нам наиболее глубокое представление о душе народа, сложном пути его развития, его надеждах и страданиях. Именно поэтому, несмотря на сильное влияние одной и той же религии христианства, культура различных стран так отличается друг от друга (например, попробуйте сравнить культуру России и Франции или Англии). Так происходит потому, что люди и народы обычно направляют свои самые глубокие чувства и способности в религиозное русло.
Религия и нравственность
Во-вторых, религия непосредственно связана с нравственностью. Хотя основой общества и его моральных ценностей является семья, все высшие религии поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования цивилизации. Эти ценности – честность, целомудрие и уважение к собственности. Наверное, главной целью любой религии является нравственное совершенствование каждого человека и общества в целом (хотя различные религии могут по-разному представлять себе этот путь духовного роста).
Каждая религия намечает путь, с помощью которого человек может достигнуть спасения. Большинство религий рассматривает этот путь как воспитание в себе самодисциплины и самоотверженности. Они отрицают присущую некоторым людям веру в то, что Бога можно умилостивить только формальными обрядами и жертвами. Прежде всего мы должны думать о других людях. Духовный рост приходит через самоотречение и самопожертвование, а не через ритуалы и магию. Как мы увидим, несмотря на существенные отличия в понимании сугубо религиозных вопросов, в этических системах большинства религий есть много общего.
Хотя, конечно, можно построить этическую систему, основанную на сугубо материалистическом мировоззрении, на практике религия всегда была основой личной морали, семейной и общественной этики. Первичным источником религиозной этики является откровение Бога через природу, религиозное писание и жизнь основателя религии. Например, жизнь Иисуса Христа принята христианами за образец для их собственной жизни. Этому образцу нужно следовать и подражать. Само слово «христианин» означает «подобный Христу». Существуют люди, которые могут жить нравственной жизнью, не имея религиозной основы. Однако до сих пор не было ни одного стабильного общества, чья этическая система существовала бы без религии.
Религия и общество
В-третьих, религия редко является чисто личным делом. Хотя она носит очень личный характер, она всегда предполагает наличие группы людей, разделяющих одну и ту же веру. Таким образом, религия формирует не только мировоззрение человека, но и создает сообщества, предоставляя людям эмоциональную и духовную поддержку. Для большинства религий, таких как буддизм, иудаизм, индуизм, основной ценностью является семья. Именно с семьей связаны многие религиозные обряды и таинства, и через семью религиозное знание передается следующим поколениям. Хотя люди, исповедующие эти религии, ходят в синагоги или в храмы, центр религиозной жизни сосредоточен в семье. В христианстве же это понимание семьи еще более расширено и включает в себя уже не только физическую семью верующего, но и всех людей как знакомых, так и незнакомых.
В общем и целом, таким образом, религия в обществе является носителем добра. Большинство неправительственных гуманитарных акций в мире носит религиозный характер и организуется религиозными людьми. Конечно, часто говорят, что религия является источником множества противоречий, войн и конфликтов. Однако необходимо помнить, что другие системы верований и идеологии гораздо разрушительнее, чем религии. Одной из наиболее распространенных причин военных столкновений являются племенная и национальная рознь. Религия старалась сдерживать эти побуждения и нести примирение враждующим сторонам, но религиозные учения часто отбрасывались прочь, когда становились на пути человеческой агрессии.
С другой стороны, нельзя не признать, что религии также часто оказывались причиной конфликта. Однако более внимательный взгляд покажет, что все религиозные учения выступают за мир и примирение. Важно помнить, что нельзя ставить знак равенства между религиозным учением основоположника той или иной религии и церковью как социальным институтом. Если мы проследим за путем развития многих религий, то увидим, как часто первоначальные откровения с годами становились формальными догмами, искажались, а порой и просто использовались для защиты интересов той или иной влиятельной группы людей. Однако в этом случае очевидно, что проблема заключается не в религиозном учении как таковом, а в неправильном его понимании. И если вернуться к истокам учения, отбросив его позднейшие искажения, то оно сможет дать нам ответ на многие вопросы. Дальнейшее при этом будет зависеть только от нас – повторим ли мы ошибки прошлого, начав использовать открытую нам истину в своих корыстных интересах, или будем не только провозглашать красивые слова, но и в жизни своей следовать этому пути.
Другая причина конфликтов, возникавших в обществе по вине религий, заключается в том, что разные религиозные системы обладают различным пониманием многих вопросов. В обществе, где все имеют одинаковую веру, религия не является источником конфликта. Однако при встрече двух религий происходит столкновение верований и систем ценностей. Каждая сторона считает, что ее вера и ценности истинны и превосходят другую сторону. В этом случае проблема заключается в отсутствии универсальных принципов, которые могли бы примирить различные религиозные учения, помогая найти общее в разнообразии. Однако это не означает, что таких принципов не существует. Просто прийти к их пониманию можно, только используя опыт всего человечества, а не одной нации или религии. И не случайно, в наше время возникает все больше движений, направленных на поиск путей взаимопонимания между различными религиями. Многие люди начинают понимать, что каждая религиозная традиция вносит свой важный и уникальный вклад в понимание действительности, хотя при этом ни одна из них не обладает конечной истиной. И если мы хотим более глубоко понять окружающий нас мир, получить более цельное о нем представление, то нам необходим вклад всех культур и религий мира.
Наука и религия
Наверное, для многих из нас оказалось бы гораздо легче найти черты, подчеркивающие разницу между религией и наукой, чем свидетельствующие об их единстве. Однако если мы глубже задумаемся над этими вопросами, то поймем, что наука и религия являются лишь двумя тесно взаимосвязанными путями познания мира, его законов. Если попытаться всего в нескольких словах выразить суть религии и науки, то, наверное, следует обратиться к тем вопросам, на которые они пытаются ответить. «Как» – вопросы о том, как создан мир, принадлежат науке. «Почему» – вопросы о цели и смысле мира и жизни относятся к религии и философии. Существует также и другой способ понять цель науки и религии и их взаимоотношения. Как мы уже обсуждали, все мы ищем удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей.
Естественные науки развивались в поиске знания о мире природы, чтобы удовлетворить нашу потребность к материальному комфорту. И действительно благодаря научным открытиям, развитию новых технологий внешняя сторона нашей жизни значительно улучшилась. Однако материальное счастье само по себе не может принести нам полного удовлетворения. Мы можем пытаться заполнить свою внутреннюю пустоту материальными благами, будь то новая машина или просторная квартира, но все равно будем чувствовать, что нам чего-то не хватает. Даже если бы мы имели все научное знание об окружающем нас мире, это не решило бы наших личных проблем или проблем человеческих отношений. Никакие знания в области физики или химии не помогут нам ответить на такие вопросы, как: «В чем смысл нашей жизни? Как строить свои взаимоотношения с людьми? Как найти в этой жизни любовь? И так далее.
Такого рода нравственные и этические ценности всегда были предметом изучения религии и философии. В поиске счастья, основанного на духовных категориях добра, красоты, истины и любви, человечество всегда искало знания о внутренней, духовной стороне реальности. Таким образом, мы можем понять, что религия и наука являются взаимодополняющими путями познания окружающего нас мира. И только если мы поймем это и будем руководствоваться в своей жизни более целостным подходом к пониманию действительности, основанном как на научном, так и на религиозно-философском знании, мы сможем сделать нашу жизнь истинно счастливой. Но давайте более подробно рассмотрим природу науки и религии.
Наука – это путь познания естественного мира и управляющих им законов. Она отражает искания людей сильного воображения, инициативности, интуиции и интеллекта в мире природных явлений, невидимых сил и воли.
Наука также является общественным предприятием. Результаты исследований оцениваются другими учеными. Нет ничего необычного в том, что теории, которые ранее отвергались, позже принимаются. Или, наоборот, теория, которая ранее принималась всем научным сообществом, оказывается опровергнутой благодаря всего лишь одному ранее не известному факту, и поэтому на смену ей выдвигается новая гипотеза. Теории «конкурируют» друг с другом; самая лучшая – то есть та, которая наиболее непротиворечивым образом объясняет все известные факты – побеждает, чтобы через некоторое время в свою очередь замениться другой. Именно таков путь научного прогресса.
Процесс научного познания чрезвычайно важен для лучшего понимания окружающего нас мира с целью сделать нашу жизнь более комфортабельной. Наука, однако, не может ответить на многие вопросы, которые так же важны для человеческого благополучия и счастья. Фактически это даже более важные области человеческой жизни, и они включают такие понятия, как смысл жизни, нравственные ценности, любовь, красота, дружба, справедливость. Именно эти вопросы являются предметом духовного поиска религии и философии.
Сущность религии
Религия отражает потребность людей понять внутреннюю сущность этого мира, не только того, что происходит с нами и вокруг нас, но и почему это происходит. Это путь поиска вечной истины через отношения с трансцендентальным Бытием. Религия вошла в жизнь, чтобы устранить недостаток наших знаний о том, что мы называем «вечными вопросами» жизни: существование и природа Бога; цель и смысл жизни; происхождение добра и зла; причина страданий; жизнь после смерти.
В значительной степени религия сосредоточена на смысле нашей жизни. Все религиозные традиции утверждают, что наша духовная сущность имеет духовное происхождение. Этот невидимый Источник, или Создатель, часто именуется Богом. Таким образом, каждый человек рассматривается как продолжение невидимой силы, как «дитя Божье».
Согласно религиозному взгляду мы должны соответствовать назначению, данному нам Создателем. К тому же наши возможности заключаются в стремлении к Первичному Существу, в достижении духовного совершенства.
Изучая и узнавая все, что нам доступно об этом невидимом источнике, мы можем четче понять нашу истинную внутреннюю ценность и заложенные в нас возможности. Это становится авторитетной основой для моральных ценностей. Именно поэтому религиозные представления служили основанием для долговечных представлений о нравственности. Поскольку все религии изучают один и тот же источник, они открывают одни и те же универсальные принципы. И не случайно, что, несмотря на множество различных религий, существующих сегодня в мире, их моральное и этическое учение по сути одинаково. Все они признают, что убийство, супружеская измена, воровство, эгоизм, гордыня, ложь – это зло, а верность, жертвенность, скромность, смирение, жизнь во благо других – это добро; все они говорят о нравственном самоусовершенствовании, как об истинном пути развития человека.
Взаимоотношения между наукой и религией
Итак, мы можем понять, что как наука, так и религия не только имеют права на существование, но необходимы друг другу для того, чтобы более глубоко понять этот мир. Они должны дополнять, поддерживать друг друга. Вот почему Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Наука без религии ущербна, религия без науки – слепа».
За все время своего существования религия и наука пытались раскрыть тайные законы, стоящие за кажущимися такими противоречивыми и хаотичными событиями, как смерть ребенка или извержение вулкана. Вместе они удовлетворяли основные потребности человека и подтверждали его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управляется какой-то формой законов, даже если эти законы не проявляют себя в видимой форме. Современные религии предоставили основу мышления для развития науки. Эта основа включает такие понятия:
мир создан совершенным и поэтому стоит исследования;
Бог создал мир рациональным и упорядоченным, и поэтому его можно понять математическим/систематическим способом;
природа не требует поклонения, поэтому люди свободны ее исследовать;
технология – это действенное средство, позволяющее «владычествовать над землею» (Бытие, 1:28), и человек имеет моральное право заниматься научной деятельностью и творить.
Однако история знает и случаи, когда между наукой и религией возникали противоречия; точнее говоря, они возникали между носителями научного знания и религиозной веры – учеными и представителями церкви. В этом вина, видимо, и тех и других.
Все основатели великих религий знали, что открытая им тайна не имеет границ и будет раскрываться дальше. Вот почему каждый из них учил, что в будущем будет другое откровение, никто не считал свое учение завершенным и не заявлял монополии на истину. Однако проходило время и учение основателя религии часто становилось догмой. Вера в отдельные постулаты становилась важней, чем воплощение их в своей жизни; многие религии теряли свой духовный потенциал и превращались в формальный ритуал. Так, еще в VI веке до нашей эры возникло разногласие между религиозным и научным познанием мира, принявшее форму противоречия между древнегреческой философией и религией, которая превратилась в бессмысленный обрядовый культ. Та же опасность на протяжении многих столетий подстерегала и другие религии.
С другой стороны, ученым часто был присущ не меньший догматизм, чем представителям официальной церкви. Порой они считали, что научный поиск является единственно оправданным путем познания действительности, и своим односторонним подходом и категорической убежденностью в незыблемости открытых ими истин (что, кстати, не всегда соответствовало действительности) сами провоцировали на искусственный конфликт между наукой и церковью. Можно рассмотреть два примера.
Процесс Галилея – первым открытым конфликтом между католической церковью и наукой. Этот ученый отстаивал теорию основоположника современной астрономии Николая Коперника (1473-1543 гг.) о том, что Солнце является центром Вселенной, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него (до гипотезы Коперника большинство ученых считали, что центром Вселенной является Земля). Процесс Галилея был отдельным случаем, не типичным в истории отношений между наукой и религией. Однако он получил огласку и стал основой впоследствии укоренившегося мнения о том, что наука защищала свободу, а церковь притесняла научную мысль. И все же многие ученые того времени Готтфрид Лейбниц, Рене Декарт, Кеплер, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, которые были современниками или последователями Галилея, все были глубокими и искренними религиозными мыслителями. Они не находили противоречия между наукой и религией. Напротив, в своем научном поиске они часто руководствовались стремлением лучше познать творение Бога.
Таким образом, мы можем понять, что присущая сегодня многим стереотипная точка зрения о том, что наука и религия по сути своей противоречивы, обманчивы. Для того чтобы наше понимание мира было более целостным, чтобы мы могли понять не только законы мира природы, но и законы нравственности, нам необходимы обе области человеческого знания.
«Наука и религия – это способы познания двух сторон единого мира – материальной и духовной реальности».
Основатели всех религий находили сходные и в то же время разные прозрения и ответы, разные формы обрядов и религиозной организации. Все религии, обладая элементом универсальности, несут на себе отпечаток личности их основателей, а также конкретной культурной и языковой среды и исторической обстановки, в которой они жили. Каждая религия должна вбирать в себя опыт других учений, чтобы стать более полной и универсальной.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания, Саранск
« – это способы познания двух сторон единого мира – материальной и духовной реальности».
Комментарии