search
main
0

Способность понимать: как педагогу развить личность ребенка

В любом возрасте человек продолжает развиваться как личность. На это оказывает влияние окружающая среда и деятельность самого человека. В процессе деятельности каждому постоянно приходится делать выбор. О том, как он делается и как формируется самооценка в детском возрасте, рассказал опытный педагог.

Фото: ТОГИРРО, ВКонтакте

В том, что личностное развитие ребенка выступает приоритетом педагогической практики, уверен член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Владислав Сериков. Он напоминает, что движущей силой деятельности человека являются его внутренние противоречия между потребностями и возможностью их реализации. Поскольку среди российских ученых насчитывается почти 20 определений личностного развития, Владислав Владиславович обращает внимание на то, какой именно дефиницией оперирует он. Ему близка точка зрения Сергея Леонидовича Рубинштейна – ученого-первооткрывателя принципа единства сознания и деятельности.

Согласно этому принципу, сознание побуждает человека совершать определенные поступки, а они, в свою очередь, формируют его сознание. При этом главным качеством личности выступает способность делать выбор. О выборе и формировании самооценки ребенка Владислав Сериков рассказал в лекции, которая опубликована на странице Российской академии образования в социальной сети.

Признаки личности

По словам эксперта, важно понимать, что значит быть личностью.

Быть личностью означает способность человека занимать определенную позицию, принимать решение, брать на себя ответственность. Педагог обращает внимание: раз это способность, значит, ее можно развивать. Для развития этой способности следует определиться, в чем проявляет себя личность.

Он назвал несколько признаков личности. Во-первых, это способность к выбору, которая реализуется на протяжении всей жизни. В детстве человек выбирает игру, затем – партнера, профессию, политическую программу и т.д. Воспитание культуры выбора и ответственности – одно из главных направлений работы с личностью ребенка.

Владислав Сериков. Кадр из видеолекции РАО/ ВК

К признакам личности относят и такую характеристику, как способность к рефлексии, к самооценке. Человек склонен оценивать себя положительно. Педагогам стоит поддерживать в ребенке эту способность и осторожно воспитывать самокритичность, умение объективно судить о своих достоинствах и недостатках, корректировать их в своем поведении.

Личность также проявляется в смыслообразовании – умении находить смысл вещей, ценностей и событий, которые происходят вокруг. Вплоть до самого главного смысла – смысла своей жизни, назначения своей профессии, роли дружбы, честности, семьи в жизни человека. Смысловая сфера должна быть предметом особого внимания педагогов. Личность в ее развитом состоянии характеризуется чувством ответственности за свои решения и поступки, способностью к волевой саморегуляции. Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский полагал, что развитие осознанности и произвольности – главный показатель нормальной социализации ребенка.

Как формируется личность

Лектор задается вопросом: как все эти способности быть личностью можно в ребенке сформировать? Для этого нужно знать некоторые закономерности развития личности. Во-первых, это возрастные закономерности. На каждом этапе своей социализации личность проявляется по-разному. Приходя в школу, ребенок стремится учиться, познавать мир, радуется новым открытиям, учитель для него – огромный авторитет. Подросток уже приходит в школу для того, чтобы общаться, показать себя, завоевать признание. А юноши и девушки ищут пути к профессии, образ своего завтрашнего «я». Эти возрастные закономерности необходимо учитывать в работе с личностной сферой ребенка.

Специалисты механизмом развития личности считают ситуационно-событийные процессы. Личность развивается благодаря пережитым ей ситуациям, событиям, которые запечатлены в памяти и были осмыслены. Владислав Владиславович использует определение «события», данное известным педагогом Евгенией Васильевной Бондаревской. Она считала, что событием для личности является встреча с другой личностью – педагога, друга, писателя, от книг которого сложно оторваться. Эти «события» педагог должен создавать преднамеренно, целенаправленно, создавать воспитывающие ситуации. Например, такие, в которых ребенок открывает свои способности. Важно помогать открывать ребенку самого себя. Не менее важно создавать ситуации, когда ребенок преодолевает какие-то трудности, свои лень, страх, неуверенность. Великий педагог Антон Семенович Макаренко придавал огромное значение тренировке нравственно-духовных сил человека.

Какие навыки нужны педагогу

Какие навыки нужны педагогу, чтобы работать с личностью? Педагогу важно быть способным к диалогу. Это не просто разговор, это такая ситуация, когда ребенок испытывает чувство психологической защищенности, не боится разговаривать откровенно. Тогда ребенок будет открытым для наших ценностей. Он лучше начинает понимать нас, когда мы понимаем и ценим его. Способность понимать выступает главной технологией личностно-ориентированного образования.

К личностно-ориентированным действиям педагога относится и способность побуждать ребенка к поступку – преодолению самого себя, своих страхов и отрицательных привычек.

Фото: Минпросвещения России/ ВК

Лейтмотивом работы с личностной сферой ребенка выступает поддержка. Личность приемлет только одну форму общения с ней – поддержку. Как можно поддерживать ребенка, который не прав? Даже в этом случае нужно начинать с поддержки: сказать, что во многом ребенок силен, а ситуация, в которой он не прав, портит ему жизнь. Как только ребенок узнает, что ему портит жизнь какая-то мелочь, дурная привычка, у него появляются силы для самопреодоления и развития.

Сегодня личностные результаты образования вошли в образовательный стандарт. Развитие таких личностных свойств, как целостное научное мировоззрение, готовность к самообразованию, умение ставить и достигать цели, планировать свое развитие, является требованием образовательного стандарта. Поэтому технологиями личностно-развивающего образования должен овладеть каждый педагог.

Стоит также иметь в виду, что развитие личности начинается в семье. Именно в ней важна инфраструктура духовности. Семья должна быть личностно-развивающим организмом.

Не менее значимой оказывается готовность педагога работать в школе. Он должен понимать, что в школе готовят не физиков и математиков, там развивают личность ребенка. Поэтому нужно знать личностный смысл своего предмета, уметь подать его так, чтобы любой предмет носил личностно-развивающий характер. На уроке важно создать мотивацию, спровоцировать творческий порыв ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте